Найти тему

Нужно ли христианам соблюдать субботу?

Оглавление

Господь наш Иисус Христос много раз совершал действия в субботу, которые раздражали некоторых иудеев, считавших себя ревнителями Закона.

И когда обвиняли Его, то Христос обличал их, говоря:

Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро (Мф 12:11,12)
Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину.  А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали.  И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая. (Мк 3:3-5)

Формально ревнители закона были правы, ведь по Закону запрещалось делать многое в субботний день покоя. Нельзя было разжигать огонь, и носить никаких нош (Иер. 17, 21-22), а Христос исцеляет (делает добро), но и говорит: возьми постель твою и ходи. (Ин 5:8). А иудеи, видя человека несшего постель, тут же пристали к нему, и потребовали отчета, и человеку исцеленном пришлось оправдываться:

"Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.   Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?" (Ин 5:10-12)

То есть мы видим, что у иудеев было ревностное отношение к дню седьмому, в который нужно было отдыхать. Но Христос нарушает этот день, и объявляет: "Сын Человеческий есть господин и субботы" (Мф 12:8)

Но ведь это заповедь!

Действительно, одной из десяти заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай, была заповедь чтить седьмой день.

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Заповеди даны Богом народу Израиля. Они стали неотъемлемой частью Ветхого Завета и иудейского Закона. Однако, когда приходит на землю Спаситель, Бог дает Новый Завет (Иер. 31:31–34), и апостолы постановляют, не требовать от вновь принятых соблюдать прежний Закон, а ограничиться следующим:

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:   воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете (Деян 15:28)

И далее апостолы неоднократно говорят, что с приходом Спасителя, уже не законом спасаемся, а благодатью, верой в Христа и Его крестной жертвой (Рим 3:28, 7:4 и др.)

Что говорит о заповедях Христос?

Для христианина, и это мое личное мнение, достаточно одного Нового Завета. Христос - наше Спасение. Он принес нам благодать, и открыл Путь. Все что нужно для спасения, есть в Новом Завете, в учении Спасителя и апостолов. Говорит ли Христос о заповедях? Да, говорит. Давайте прочитаем:

"Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. (Мф 19:17-19).

И этот разговор передан дважды. Второй раз его повторяет евангелист Марк

"Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать." (Мк 10:19)

И ранее в разговоре с законником он приводит две важнейшие заповеди, заключающие в себе весь закон и всех пророков:

"слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;    и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!    Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. (Мк 12:29-31)

В этих двух местах Христос указывает на главные заповеди. И подтверждает их спасительность, то есть, необходимость соблюдения христианином. Но здесь не упомянут субботний покой. Более того, Он называет Себя господином субботы, и показывает, что ученикам Его необязательно соблюдать субботний покой.

В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть.  Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.  Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?  как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?  Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?  Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;  если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,  ибо Сын Человеческий есть господин и субботы. (Мф 12: 1-8)

Он говорит, что не только Он сам может нарушать установленный им же Закон, но и что ученики Его невиновны!

Седьмой день - воскресенье

То есть, мы видим, что то, что требовалось от иудеев, не требуется от христиан. Это мы видим и в словах Христа, и в постановлениях апостольских. И особенно это касается дня субботнего. Ну, нет требования соблюдать субботний покой! И не нужно иудействовать. Тем более, что неделя не изменилась. В ней все так же семь дней. И седьмой день - это день воскресный, когда у христиан совершается главное богослужение - Литургия, на которой мы можем причаститься Тела и Крови Господа по заповеди Его.

-2

Если вернуться к заповеди, то она же требовала чтить седьмой день, а не название. Так вот название суббота сохранилось за шестым днем недели. Но и его Церковь чтит. В субботу тоже совершается Литургия. Но для нас все же важен день воскресный - новая "суббота" - день Воскресения Спасителя.

Всем мира и доброго здравия.

Чтите Господа нашего и Церковь Его, которая есть Тело Христово, оживотворяющееся Духом Святым.

Александр.

РS Статьи пока будут публиковаться без комментариев. Комментарии отнимают много времени и нервов. Прошу отнестись с пониманием. Это временная мера.

Прошу поддержать канал одобрением. Когда будет 50 лайков, будет новая статья. Поддержать автора можно и финансово.