Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Гайд по ПРЛ. Часть 1: диагностика, сложности в терапии и особенности работы мозга

Про погранично-личностное расстройство личности есть много информации, но вместе с тем она достаточно разрознена. Я долгое время изучала эту тему в различных источниках и постараюсь, по возможности, кратко описать в нескольких постах что такое ПРЛ и как с этим жить самому человеку и его близким.

Погранично-личностное расстройство личности, иначе можно встретить как диагноз эмоционально-неустойчивое расстройство личности.

Диагностические критерии:
1. Нестабильные, неустойчивые отношения.
2. Избегание участи быть покинутым.
3. Самоповреждающее поведение (или в иных случаях суицидальное поведение).
4. Эмоциональная неустойчивость (резкие перемены настроения от эйфории до уныния, периоды выраженной тревоги). Неспособность управлять собственными эмоциями.
5. Гневливость (плохо контролируемые вспышки гнева, неуправляемый гнев).
6. Чувство пустоты, опустошенности.
7. Импульсивное поведение.
8. Неустойчивый образ собственного Я (расстройство идентичности, не понятно кто я и зачем живу). Искаженное представление о себе, даже в зависимости от того с кем сейчас рядом нахожусь, то есть другой человек легко может влиять на образ собственного Я у человека с ПРЛ.
9. Параноидные и/ или диссоциативные симптомы (кажется что все против меня или потеря чувства реальности).

-2

У пограничника сильная реакция на внешние и внутренние события - сильный болезненный ответ на ПОВСЕДНЕВНЫЕ трудности.

И всё это очень выматывает и приносит много страданий.

Терапия осложняется тем, что часто на встрече с психологом у такого клиента очень много проблем, которые требуется решать здесь и сейчас. Необходимо много поддержки и внимания текущим ситуациям.

Но увы, пока идет работа с текущими ситуациями человек не получает той помощи, которая действительно может выправить ситуацию - а именно обучение эмоциональной регуляции и развитие навыков самопомощи в кризисных ситуациях.

Но я бы и тут не расстраивалась. Так как если пограничник не может разъединиться со своими проблемами и сложно переходит к обучению новому поведению - это не значит, что терапия не будет помогать. Просто вместо 1-2 лет интенсивной работы с психологом потребуется 5-7 лет, особенно если учитывать, что человек с ПРЛ часто ходит к психологу рваными периодами и склонен менять психологов из-за внутренней особенности к идеализации и последующего разочарования в людях.

Так же, по мнению многих психиатров, человеку с расстройством личности требуется поддерживающий формат терапии на протяжении всей жизни, что сильно улучшает качество его жизни в долгосрочной перспективе.

-3

Особенности работы головного мозга при ПРЛ

  • Миндалевидное тело в лимбической системе (отвечает за страх и гнев) меньшего размера, чем у людей без ПРЛ - чем меньше миндалина, тем более она активна и поэтому, когда люди с ПРЛ испытывают эмоции они более интенсивны, а их угасание более длительно.
  • Гиппокамп (отвечает за эмоциональные реакции, память, ориентацию в пространстве) - постоянно возбужден у людей с ПРЛ и неверно истолковывает угрозы, передавая приказ миндалине о том что ей нужно возбудиться.
  • Надпочечники и железы (выделяют кортизол) - кортизол анормально высок при ПРЛ (как правило в детстве) и при таком уровне стресса в организме навыки самопомощи и самоуспокоения применять невероятно сложно.
  • Префронтальная кора (отвечает за рациональное мышление, логику принятия решений) - прекращает то поведение которое остается адекватным с точки зрения эмоций, но не эффективным с точки зрения разума. Люди с ПРЛ имеют менее активную префронтальную кору - отсюда импульсивность поведения и неспособность совладать со своими эмоциями.
  • Эмоциональное, физическое и сексуализированное насилие изменяет структуру мозга, чтобы повысить выживаемость. То есть если ребенок подвергается подобным вещам, его мозг будет естественным образом меняться, чтобы дать шанс ребенку выжить в подобной обстановке.
  • Кортизол разрушает миндалину и префронтальную кору, вызывая их атрофию - при развивающемся детском мозге это дает вышеперечисленные особенности.

Автор: Привалова Татьяна
Психолог, Клинический Гештальт-терапевт КБТ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru