Как пишет Лука, ученики собрались для преломления хлеба (Деян. 20:7). Кто такие ученики? Это последователи Иисуса, называемые христианами (Деян. 11:26). А другие имеют право есть хлеб и пить плод виноградной лозы?
В Дидахе указано, что в самом начале истории Господней церкви причащаться Господней вечере разрешалось только крещеным и верным. «И пусть никто не ест и не пьет от вашего благодарения, кроме крещенных во имя Господа: так как и Господь об этом сказал: “Не давайте святыни псам”» (Дидахе 9:5).
«А в день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и поблагодарите, исповедовав прежде свои грехопадения, дабы ваша жертва была чистой. Каждый же, находящийся в разладе со своим другом, да не присоединяется к вам до тех пор, пока они не примирятся, чтобы вашей жертве не быть оскверненной. Ведь Господь так сказал о ней: “На всяком месте и во всякое время приносите Мне чистую жертву: потому что Я Великий Царь, — говорит Господь, — и Мое имя дивно у народов”» (Дидахе 14.1-3).
Тертуллиан писал, что христиане поступали неправильно, вкушая Господню вечерю вместе с еретиками: «[Они] вместе входят, вместе выходят, вместе слушают, вместе молятся; ведь и язычники, если придут, бросят святыню псам и жемчуг свиньям, — пусть и не настоящий» (Тертуллиан. Против еретиков 41). Здесь он утверждает, что язычникам не нужно давать «жемчуг» Господней вечери.
Одна религиозная группа учит, что только 144000 имеют право причащаться Господней вечери: «Все, кто сегодня причащается хлеба и вина, должны также быть теми, кого Христос вводит в этот “завет для царства”. Сколько таких причастников? Иисус сказал, что лишь “малое стадо” получит Царство небесное в качестве награды (Лк. 12:32). Полное число будет 144000 (Отк. 14:1-3). Эта группа начала отбираться в 33 г. н.э. Логично думать, что сегодня принимающих причастие — лишь небольшое количество» (Аргументация из Писаний. Трактат «Сторожевая башня» [Brooklyn, N.Y.: Watchtower Bible Tract and Tract Society of New York, 1989], 267-68).
Некоторые церкви учат, что причастие не должно подаваться тем, кто не в Божьей благодати. Они верят, что такие люди наводят на себя осуждение, если едят Господню вечерю. Этому учил еще Мартин Лютер: «Присутствие тела Христа в [вечере]… настолько объективно реально, что нечестивые могут проклясть себя, если будут есть ее».
Несколько отрывков из Писаний помогут ответить на вопрос, кто может соблюдать Господню вечерю; это Деян. 2:41, 42; 20:7; 1 Кор. 5:1-11 и 10:16, 17. Давайте внимательно рассмотрим каждый из них.
КРЕСТИВШИЕСЯ
«Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении, и преломлении хлеба, и в молитвах» (Деян. 2:41, 42).
Согласно данному отрывку, в преломлении хлеба пребывали крестившиеся. Эти христиане были из тех трех тысяч душ, которые в день Пятидесятницы приняли учение Петра, крестились и были прибавлены к церкви. Они не только преломляли хлеб, но и постоянно пребывали в учении, живя согласно наставлениям апостолов, в общении с христианами и в молитве.
ХРИСТИАНЕ
«В первый же день недели, когда ученики собирались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться на следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» (Деян. 20:7).
Лука пишет, что только ученики, то есть христиане (см. Деян. 11:26), собирались для преломления хлеба. И снова этот библейский пример показывает, что единственными участниками в Господней вечере были ставшие христианами в соответствии с учением апостолов.
ЖИВУЩИЕ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНЬЮ
Христиане, упрямо живущие в грехе, не имеют права есть вечерю. Павел писал, что мужчину, состоявшего в порочной связи с женой своего отца, следовало предать сатане (1 Кор. 5:1-8). Христиане должны были перестать общаться с ним на духовном уровне и даже не есть с ним (1 Кор. 5:11). Сказанное, конечно же, должно относиться и к участию в Господней вечере.
Вернер Элерт пишет об этом тексте: «Скорее всего, это указание на Господню вечерю, о которой идет речь в этом же письме. Даже если не конкретно она имеется в виду, исключать ее тоже нельзя».
И далее: «Невозможно понимать сказанное Павлом о коринфском блуднике в том смысле, что только в Коринфе ему должно быть отказано в общении и что, появись он в Афинах, на это уже не нужно обращать никакого внимания. В одном духе с собравшимися коринфянами Павел предает его сатане (1 Кор. 5:4 и дал.). Для ранних христиан царство сатаны не более ограничено какой-либо местностью, чем царство Христа».
Павел дает конкретные указания относительно этого распутника: «Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Поэтому станем праздновать не со старой закваской, не с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Кор. 5:7, 8). Этот грешник был «старой закваской». Верные христиане не должны были общаться с ним, потому что, будучи грешником, он мог растлить все христианское сообщество. А избавившись от старой закваски, этого грешника, христиане останутся «бесквасны». Таким образом они смогут вкушать Господню вечерю, не испытывая на себе влияния грешника.
Гордон Фи высказывает такую мысль: «Возможно, однако, что это последующее упоминание празднования [1 Кор. 5:8] также включает в себя намёк на то, что празднуют они за Господним столом. Наверняка утверждать мы не можем, хотя ссылка на стол Господа в контексте изгнания брата, несомненно, уместна, особенно в свете повеления в ст. 11, чтобы они даже не ели с ним».
ЧЛЕНЫ ОДНОГО ТЕЛА
«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? Один хлеб, и мы многие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:16, 17).
Павел пишет, что тела и крови Христовых в Господней вечере приобщается «одно тело» (Рим. 12:5; 1 Кор. 12:12, 13, 20; Еф. 4:4), которое есть церковь (Еф. 1:22, 23; Кол. 1:18, 24). А в этом одном теле, церкви, пребывают те, кто духовно участвует в теле и крови Иисуса. Павел указывает, что едят Господню вечерю члены этого тела. Кто вне этого одного тела, те не пребывают в общении с Христом и поэтому не имеют права причащаться Его тела и крови.
Одно тело — это тело, которое во Христе (Рим. 12:5), в которое входят через веру и крещение (Рим. 6:3; Гал. 3:26, 27). Значит, вечерю вкушают те, кто, уверовав, крестился во Христа.
Никто не может с полной уверенностью знать, от сердца ли послушался человек, чтобы стать рабом праведности (Рим. 6:17, 18). Только один Бог знает человеческие сердца. А если так, то каждый человек должен сам для себя решать, вправе ли он вкушать Господню вечерю. Тот факт, что человек не имеет права есть вечерю, не означает, что другие имеют право отказать ему в вечере. Каждый человек должен исследовать себя и на этой основе участвовать в мемориальной трапезе Иисуса (1 Кор. 11:28).
Исключение из этого принципа — христианин, которого община лишила своего общения. Христиане не должны есть с таким человеком (1 Кор. 5:7, 11).
Желательно, чтобы подающие Господню вечерю объясняли, что имеют право вкушать вечерю члены одного тела Христова (1 Кор. 10:16, 17), потому что они крестились в это тело (1 Кор. 12:13).
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
Некоторые церкви верят в «закрытое причастие» — когда вкушать Господню вечерю позволяется только нерядовым членам церкви и тем, у кого хорошая репутация в общине. Некоторые допускают к вечере только членов своей общины.
Другие проповедуют и практикуют «открытое причастие», когда вкушать вечерю могут все присутствующие. В таком случае каждый человек должен сам определить, принимать ли ему Господню вечерю. В этой группе есть такие, которые считают, что присутствующих необходимо предупреждать, что право есть вечерю имеют только члены тела Христова. Дети и некрещеные взрослые не имеют права причащаться вечери.
Право приступать к Господнему столу имеют верные дети Божьи, состоящие в одном теле Христа, Его церкви. Они были крещены в Христа для прощения своих грехов. Некрещеные не имеют права вкушать Господню вечерю. Их не следует поощрять к принятию Господней вечери, а надо рассказать, что им нужно сделать для того, чтобы иметь на это право. Однако нам не дана власть лишать участия в вечере тех, кто хочет этого, за исключением тех, кого церковь отлучила от общения.