Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Синдром спасателя - взгляд с двух сторон

Почему многие из нас воспринимают рассказ другого человека о его жизненных бедах, как просьбу о помощи?

Хотя это не так! Наш отклик и поддержка, которую никто не просил - это наше собственное желание, а может, и потребность

Как получается, что имея желание и возможность помочь другим, мы разрешаем им присасываться, ставить потребление нашей помощи на поток, вынимать из нас силы и ресурсы, заставлять страдать и чувствовать фатальное опустошение?

Снова и снова сами назначаем себя спасателем, готовы давать помощь, даже не услышав просьбы и часто делаем это бессознательно, не оценивая всех последствий

Так почему бы тем, кого мы спасаем, нашей бесплатной помощью не воспользоваться, раскручивая маховик отдачи на полную катушку? Зачем думать и размышлять о благодарности за чужие усилия?

ЗНАЙТЕ!! ВСЁ, ЧТО ДЕЛАЕТСЯ БЕЗ ЗАПРОСА - БУДЕТ ОБЕСЦЕНЕНО!

Но как тогда правильно реагировать на поток чужой боли и проблем?

Надо задавать вопросы!

- тебе нужна помощь в этом вопросе?
- как я могу в этой ситуации тебе помочь?

И подождать внятного ответа!

Иногда человеку нужна помощь в одном: он хочет, чтобы его выслушали, посочувствовали. И ему будет достаточно

Мы сами в этот момент можем быть в ситуации, когда ресурсы ограничены, нужно решать собственные проблемы. Только всё равно, хочется выглядеть хорошим, отзывчивым, правильным. Но цена за этот образ бывает настолько высокой, что приводит к собственным разрушениям, и наступает понимание: оно того не стоило. Другому не помог (или помог, утратив все резервы) и себя загнал под плинтус

Кстати, без ограничения и запроса разливая свою заботу, мы у получателя помощи открываем бездонный канал для потребления. Но сколько ни дай, все будет мало. И это объяснимо. Кто будет отказываться или ограничивать себя от добровольного и непрерывно поставляемого ресурса?

А почему мы стремимся все это обеспечивать?

Так мы закрываем собственные дыры. Очень хочется быть хорошим, нужным, востребованным, значимым для других. По каким-то причинам, в другом месте, мы эту потребность закрыть не можем

А как потребитель воспримет перекрытый канал, если вдруг, мы приняли решение закрыть лавочку?

Как обиду и предательство! Он получит еще одну травму, теперь уже от друга. Сможет ли он понять ситуацию и воспринять ее адекватно? Вряд ли. Но попытаться ему объяснить истинное положение вещей, все же стоит : «Очень хочу тебе помочь, но нет ни сил, ни возможности»

Помогая другому в ущерб себе, мы получим "не в коня корм", себя разрушим и ему окажем "медвежью услугу". Он мог бы получить помощь в другом месте, на своих условиях, или справиться сам, приложив усилия, что дало бы рост в развитии. А вместо этого, ухудшил свою ситуацию, доведя ее до еще большего кризиса

Вывод простой: если о помощи не просят, то мы её не оказываем

.

Мой телеграмм-канал https://t.me/psyholog_ne_skuchno

Автор: Богданова Елена Александровна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru