Воин, помни: если набрел на вражескую библиотеку — жги. Это подорвет систему военного и гражданского управления неприятеля и приблизит победу.
Согласитесь, логика довольно безумная. С другой стороны, кому как... Во всяком случае, она не вписывается в рамки мейнстрима современной военной мысли. Стратеги прошлого были менее разборчивы в методах. Как, например, уважаемые британские партнеры, когда в 1814 году сожгли библиотеку Конгресса в Вашингтоне.
Сейчас библиотека Конгресса, вероятно, самая большая в мире. Но начиналось все с малого. На заре существования США библиотечное дело ставилось по либертарианскому принципу — у каждого уважающего себя джентльмена книжное собрание должно быть свое. В своём отдельном кабинете, в своей роскошной усадьбе, на своей плантации со своими рабами-афроафриканцами. Нет денег на книги? Sorry, mister, you are не вписались в рынок. Тратить деньги налогоплательщиков на строительство библиотек считалось безумным расточительством федерального бюджета.
Но с переносом столицы САСШ в Вашингтон вопрос о государственной библиотеке все же назрел. К 1800 году был принят закон, позволявший тратить бюджетные средства на закупку книг в Европе и обустройство при Конгрессе специального книгохранилища в здании Капитолия. Специального — потому что доступ к нему имели только президент, вице-президент и члены Конгресса. Разного рода паршивые интеллигенты и праздношатающаяся чернь в Библиотеку не допускались.
Таким образом, первая национальная библиотека в Америке обслуживала нужды властной элиты и стала де-факто частью структуры госуправления. Интересно взглянуть, какие книги отцы-основатели считали настольными для политика. Среди них мы находим Энциклопедию Дидро и д’Аламбера в 192 томах, труды английских правоведов — "Комментарии к законам Англии" Уильяма Блэкстоуна, трактаты Локка и Монтескье и — куда же без него? — "Исследование о причинах и природе богатства народов" Адама Смита. Всего к 1812 году в каталоге книжного собрания числилось более 3000 книг и карт.
Изрядно преисполнившись своим растущим интеллектуальным и политическим могуществом, американские конгрессмены почувствовали в себе силы окончательно решить британский вопрос. В июне 1812 года Конгресс по предложению президента объявил войну англичанам. Но как часто бывает, силенок не рассчитали, диспозиции оказались не совсем верными, резервы врага оказались больше, чем ожидалось... Короче говоря, к концу августа 1814 года британские партнеры уже стояли у стен Вашингтона.
Разумеется, "у стен" — тут только фигура речи. Не было никаких стен, никаких серьезных укреплений, а город обороняли только деморализованные ополченцы. Они очень своеобразно помогли обороне Вашингтона — обстреляли британского парламентера, после чего героически умерли, не нанеся врагу почти никакого урона. Разъяренные британские оккупанты огненным ураганом прошлись по столице, сожгли верфи, президентский дворец, арсеналы, казармы и воинские склады.
С особым цинизмом бриты надругались и над Капитолием, в котором и размещалась библиотека Конгресса. Эвакуировать книжный фонд банально не успели и для британских пироманов он стал превосходной растопкой. Английские оккупанты складывали книги в большие кучи и разжигали из них замечательные костры. Библиотека выгорела полностью. Уцелела только одна книга — это "Отчет о доходах и расходах США за 1810 год". Она стала трофеем контр-адмирала Королевского флота Джорджа Кокберна.
Разгромив американский политический и интеллектуальный центр, британские войска, очевидно, рассчитывали на капитуляцию гребаных американских сепаров. Ее, однако не случилось — американцы удержались под Балтимором и сохранили свою независимость. Война вскоре закончилась миром, где стороны остались плюс-минус при своих. Зачем же тогда начинали?
Ответа на этот риторический вопрос не было и не могло быть. Но с последствиями военного угара приходилось разбираться здесь и сейчас. Трагедия потери главной библиотеки США была сглажена гигантом мысли и отцом американской демократии Томасом Джефферсоном, который продал Конгрессу свое личное книжное собрание в 6487 томов за 24 тысячи долларов. Фонды библиотеки постепенно росли, и к 1851 году составили более чем 55 000 книг.
Под Рождество 1851 года библиотека еще раз вылетела в трубу. И на этот раз буквально — в здании начался пожар по причине неисправности дымохода. Сгорела почти половина всех книг, а коллекция Джефферсона была уничтожена практически полностью. Но в некотором роде очередной пожар пошел во благо — после гражданской войны федералы выделили Библиотеке большое финансирование, передали ей фонды Смитсоновского института и сделали Библиотеку Конгресса официальным хранилищем для всех выходящих в США публикаций. Из элитарной рабочей библиотеки конгрессменов она стала подлинно национальной. Сейчас в фондах Библиотеки Конгресса числится около 170 миллионов единиц - больше разве что в Британской. А украденную в 1814 году книжку англичане все-таки вернули.
Автор - Саня Любомирский