Найти в Дзене

При работе над звуками не развлекаю ребёнка!

Поговорим о постановке звуков.

Примерно через полгода после начала работы с ребёнком, у которого стоит диагноз алалия, я начинаю ставить звуки. До этого шёл процесс вызывания первых фонем, закреплении их произвольного произношения. И, что крайне важно, нарабатывался кредит доверия ко мне у ребенка! Мы медленно, но неуклонно двигались к серьёзной работе над артикуляцией. Шёл процесс привыкания к логопедическим инструментам.

Когда я понимаю, что пришла пора серьезно заняться звуками?

Важны три критерия:

  1. Самое главное, отсутствие страха! Пусть не хочется, но не страшно.
  2. Готовность на положительном настрое потерпеть прикосновение к языку, губам, щекам.
  3. Умение смотреть по нашей просьбе на маму или на меня.

Вот этих трех моментов уже достаточно, чтобы понять, что ребенок готов к артикуляторной работе.

Ни мама, ни педагог не ошибутся в оценке эмоционального состояния ребёнка. Страх с капризом не перепутаешь. А вот с "не хочу, не буду" нужно и можно работать. Причём здесь есть важный момент.

Я не рассеиваю внимание ребёнка, не отвлекаю и не завлекаю его, как это было при вызывании первых звуков. Сейчас нужно добиваться полной осознанности наших совместных действий. Не даю никаких мультяшных образов, никаких "собачек с хвостиком вверх-вниз". Всё называю своими именами, не пытаюсь притвориться, что это игра.
Сюда девчонки пришли веселиться!
Сюда девчонки пришли веселиться!

Для игры есть отдельное время и место, где ничто не будет отвлекать ребёнка от развлечений. А сейчас логопед просит сосредоточиться, это нужное, необходимое дело - научиться правильно говорить звуки.

Всегда срабатывает договор о кратковременности моих действий. Чтобы начать ставить звуки, мне нужно помогать ребёнку артикулировать с помощью шпателей. Из произвольных движений на этом этапе пока только умение открыть рот. Уговариваю ребёнка, что только прикоснусь один раз шпателем к языку. Очень помогает мама, она своим примером демонстрирует готовность проделать все манипуляции со шпателем. В конце концов добиваюсь согласия на одно из действий со шпателем. А потом, после такого напряженного упражнения, переключаемся на игры с дидактическими пособиями. С каждым занятием увеличиваю время работы над артикуляцией. Не путаем с вызыванием звуков, где мы бегаем за ребенком и с шутками-прибаутками активизируем первые звуки онтогенеза.

Если у ребёнка дизартрия и с организацией его внимания всё в порядке, нет необходимости полгода готовить его к постановке звуков.

Мы начинаем работу над звуками сразу, но соблюдая обязательное условие - отсутствие страха у ребёнка. Боится, значит даём время на адаптацию. Но опять же, я не буду пытаться завуалировать процесс работы и доказывать, что это игра. Это может сработать один-два раза, а дальше ребёнок догадается, что это трудная работа! Своим отношением я показываю ребёнку уважение к его труду, демонстрирую значимость его усилий для меня и для родителей. В результате мы сотрудничаем и ребенок осознанно идёт к чистой речи.

Не запрещаю, а наоборот предлагаю ребенку держать в руках любые игрушки. Руки могут возить машинку или держать куклу, а язычок в этот момент работает!

Идеально довести работу по постановке звуков до 10-15 минут за занятие. От секундных касаний до 10 минут артикуляторной работы мы доходим примерно за полгода (в сложных случаях за год). К этому времени ребёнок, как минимум, уже владеет простой фразой (при сенсомоторной алалии) или пользуется развёрнутыми предложениями (при моторной алалии). Самое время серьёзно поработать над внятностью речи.

У меня огромное количество игрушек в дидактических пособиях, мы с удовольствием погружаемся в игровые диалоги при работе над лексикой и грамматикой. Но когда нужно ставить звуки, я строгий логопед. Доброжелательно и твёрдо настаиваю на том, что вот сейчас мы трудимся!