Автор Михаил Дряшин
В воскресенье исполняется сто лет со дня рождения Владимира Рогового – киевлянина, еврея, фронтовика, коего широкие массы знают как режиссёра фильма «Офицеры». По моему субъективному разумению, он и есть автор одной картины.
Лановой (вечная ему память) сыграл там, как всегда, красиво и убедительно. Как и Юматов, но тот – только убедительно. Таких благородных красавцев, да ещё одарённых, как Лановой, земля не родит больше. Лимит исчерпан на долгие годы.
В целом не очень люблю я фильм, ибо он ходулен, схематичен, настоян на самых расхожих штампах. И зубом на меня прошу не цыкать, имею на такое мнение полное право.
Однако, усмирив эстетскую гордыню, умом понимаю, что фильм был вехой, даже своего рода революцией. Чем, возможно, и объясняется культовый его статус.
Первая и последняя на моей памяти кинокартина советского агитпропа, ставшая манифестом чистого патриотизма. Без идеологии, классовых подходов и прочих ленинских бредней.
Герои заняты защитой отчизны и её союзников исключительно от внешнего, этнически чуждого элемента. Будь то банда басмачей или немцы.
Мало того, декларируется принципиальная аполитичность защитников. «Есть такая профессия – Родину защищать», – слышим мы из уст царского офицера, переодевшегося в иную форму, но не изменившего присяге. Ибо плевать ему, какой на родном дворе теперь режим и каким словом зовётся царь. Долг его от этого не меняется.
Скорее всего, именно эта идеологическая посылка отозвалась резонансом в сердцах. Армия в «Офицерах» на то и армия, чтоб утереть нос супостату из-за бугра.
Так что кино на самом деле дорогого стоит. Не надо только относиться к нему как к настоящему искусству. Назовём его лучше манифестом.
Ныне он приобретает особое звучание – по мере вовлечения заморских интервентов в вооружённый конфликт, который мы с вами переживаем. Чем более они вовлекаются, тем громче звучит лента Владимира Рогового. Кажется, стоило бы вновь готовить её к федеральному прокату.
А ещё там песня Рафаила Хозака и Евгения Аграновича «Вечный огонь» ослепительна без всяких оговорок.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.