Подборка исторических фотографий Советской авиации.
1. Ан-24 СССР-46803 в Спилве
На фотографиях запечатлена сначала посадка пассажиров на борт самолета Ан-24 СССР-46803 в Рижском аэропорту Спилве, затем буксирование балластным тягачом самолета на исполнительный старт.
Этот самолет Ан-24 СССР-46803 был произведен в сентябре 1965 года на авиазаводе в Киеве. С сентября 1965 года он эксплуатировался в Латвийской объединенной авиагруппе в Рижском авиаотряде. Ан-24Б СССР-46803 базировался на аэродроме Спилве.
В октябре 1979 года самолет был передан в Восточно-Сибирское управление гражданской авиации в Улан-Удэнский авиаотряд. После распада СССР самолет достался авиакомпании «Бурятские Авиалинии». В июле 1998 года Ан-24 RA-46803 был списан отработке назначенного срока службы. С тех пор на хранении в аэропорту Улан-Удэ – Мухино.
2. Ту-124В СССР-45043 в Ереване
Пассажирский реактивный самолет Ту-124В СССР-45043 в аэропорту Еревана – Звартноц. Фотография сделана в июле 1972 года. На заднем плане видны на стоянках самолеты Ил-18, совершающие пассажирские рейсы в столицу Армянской ССР.
Самолет Ту-124В СССР-45043 был произведен в 1963 году на Харьковском авиационном заводе. 18 мая 1963 года наш Ту-124 поступил в Литовскую отдельную авиагруппу ГВФ в 277-й летный авиаотряд. Самолет базировался в аэропорту Вильнюса. 5 июня 1963 года наш Ту-124В был зарегистрирован в Государственном реестре воздушных судов СССР, где ему был присвоен опознавательный знак СССР-45043.
Во время службы в Вильнюсском авиаотряде самолет совершал пассажирские рейсы в Горький, Днепропетровск, Донецк, Ереван, Киев, Краснодар, Ленинград, Минеральные Воды, Москва (Шереметьево), Одесса, Свердловск, Сочи, Симферополь, Ростов-на-Дону и другие города. В Литве Ту-124В СССР-45043 пролетал до 1976 года, пока не был списан 18 ноября того же года по отработке назначенного ресурса.
3. Погрузка турбины
Погрузка в тяжелый транспортный самолет Ан-124 СССР-680125 90-тонного рабочего колеса турбины для Таш-Кумирской ГЭС на аэродроме Чугуев в Харьковской области в августе 1986 года. Рабочее колесо турбины было изготовлено на Харьковском турбинном заводе.
Таш-Кумырская ГЭС – гидроэлектростанция на реке Нарын, выше города Таш-Кумыр в Джалал-Абадской области Киргизии.
Ан-124 СССР-680125 был первый прототип самолета Ан-124, свой первый полет совершил 24 декабря 1982 года. После завершения программы испытаний самый первый «Руслан» с конца 1980-х годов не эксплуатируется, на хранении на аэродроме Гостомель.
4. Ил-18В СССР-75548 в Анапе
Самолет Ил-18В СССР-75548 был произведен в 1964 году. С мая месяца своего года создания он эксплуатировался в ТУ МВЛ на международных авиалиниях. В мае 1967 года самолет был передан в Западно-Сибирское УГА в Толмачевский авиаотряд, где он пролетал до конца своего срока службы. Авиалайнер был списан 22 ноября 1982 года по отработке назначенного ресурса.
Интересным является то, что последние три года своей эксплуатации, самолет пролетал в грузовом варианте Ил-18Гр. В такой вариант самолет Ил-18В СССР-75548 был переделан в сентябре 1979 года.
На фотографии самолет Ил-18В СССР-75548 запечатлен в аэропорту Анапы, Витязево. На заднем плане хорошо виден аэровокзал аэропорта.
5. Ту-104Б СССР-42427 в Челябинске
Реактивный пассажирский самолет Ту-104Б СССР-42427 на перроне Челябинского аэропорта – Баландино. Снимок сделан на рубеже 1965-1972 годов.
Этот самолет в 1959-1965 годах летал в Узбекском территориальном управлении ГВФ в Ташкентском авиаотряде, в 1965-1977 годах в Западно-Сибирском управлении гражданской авиации в Толмачевском авиаотряде. Ту-104Б СССР-42427 списали в сентябре 1977 года по отработке назначенного ресурса по полетам.
6. Ми-4 СССР-66830 в Грузии
Снимок сделан вблизи селения Омало в 1968 году. На фотографии помимо вертолета запечатлен ассистент оператора Василе Секриеру во время подготовки к фильму «Это мгновенье», киностудии «Молдова-фильм».
Изображенный на фотографии вертолет Ми-4А СССР-66830 был произведен в апреле 1959 года на авиазаводе №387 в Казани. В июне 1959 года вертолет поступил в Грузинское ТУ ГВФ в Абхазскую отдельную авиагруппу. Вертолет базировался в Сухуми. В конце 1970 года вертолет Ми-4А СССР-66830 передали в Кременчугское летное училище гражданской авиации, где он пролетал до 1979 года, пока не был списан по отработке срока службы.
Фотография и информация предоставлены Владиславом Луженецким
7. Летающий кран
Монтаж опоры линии электропередачи (ЛЭП) с помощью вертолета Ми-10К на водохранилище Сургутской ГРЭС на реке Черная. На заднем плане видно строительство Сургутской ГРЭС-2.
8. Як-40 СССР-87619 в Ташкенте
Реактивный пассажирский самолет для местных авиалиний Як-40 СССР-87619 на Ташкентском аэродроме – Восточный. Снимок сделан 18 августа 1972 года. На заднем плане видны самолеты Ил-14.
Этот самолет был произведен 21 июля 1971 года на Саратовском авиационном заводе (САЗ). Як-40 26 августа 1971 года поступил в Узбекское УГА в Ташкентский объединенный авиационный отряд в 160 летный отряд. Базировался самолет на аэродроме Южный. 19 января 1972 года авиалайнер зарегистрировали в Государственном реестре воздушных судов СССР, где ему присвоили опознавательный знак СССР-87619. 18 мая 1987 года в г. Карши с Як-40 СССР-87619 произошло небольшое авиационное происшествие.
В Ташкенте самолет пролетал до 1987 года, пока не был списан по отработке амортизационного срока службы. После списания Як-40 СССР-87619 установили в городском парке отдыха города Ангрен. Фюзеляж самолета использовали, как видеосалон и детское кафе. В независимом Узбекистане на Як-40 были нанесены титлы «Uzbekistan». В дальнейшем самолет использовали, как склад угля в кафе «Ангар». В парке Як-40 СССР-87619 простоял около 20 лет, пока в январе 2019 года не сгорел. Сгоревший самолет был демонтирован и утилизирован на лом цветных металлов.
© Юрий Дорошенко
Продолжение следует…