Статья из географического альманаха "Земля и люди" за 1974 год. Автор Феликс Штильмарк - сын автора "Наследника из Калькутты".
Заповедное дело уходит своими корнями в глубокую древность, когда люди оберегали «святые» места из религиозных побуждений.
Создание же первых подлинных заповедников в стране относится к 1911-1912 гг. Специальный закон о заповедниках, изданный в 1916 г., определял. что они создаются для сбережения промысловых животных. Тогда же были предложены проекты соболиных заповедников на Урале, в Саянах, Прибайкалье и учреждены Саянский, Баргузинский заповедники в Сибири, «Кедровая Падь» на Дальнем Востоке.
Однако по-настоящему становление и развитие заповедников произошло уже после Великой Октябрьской социалистической революции. Начало этому положили Ленинские декреты об Ильменссом государственном минералогическом заповеднике (1920 г.), «О Байкальских государственных заповедниках» (1921 г.), «Об охране памятников природы, садов и парков» (1921 г.) и др. Уже к десятилетию Советской власти в нашей стране существовало более 20 заповедников. Ныне их в СССР более сотни, общей площадью 7 млн. га.
Организация каждого заповедника дело весьма сложное, осуществляется оно в несколько этапов и растягивается порой на долгие годы. Начальная стадия — предложения о создании заповедника. Они поступают чаще всего от научной общественности, от знатоков и любителей природы, краеведов, географов, энтузиастов заповедного дела. Существуют и специальные научные планы создания заповедников. Впервые такой план был составлен природоохранительной комиссией Географического общества еще в 1918 г., потом он разрабатывался Комитетом по заповедникам, а в 1955-1956 гг. перспективный план заповедников СССР был предложен Комиссией охраны природы Академии наук СССР. Однако многие его положения сегодня требуют уточнения и пересмотра. Кроме того, множество разнообразных предложений и рекомендаций о необходимости создания заповедников содержится в научной литературе и в докладных записках.
По существующему у нас законодательству, заповедники создаются советами министров союзных республик по согласованию с Госпланом СССР. Поскольку на территории заповедников не должны проводиться поиски полезных ископаемых, промышленное строительство, рубки леса и т. д., предложения о создании заповедника детально согласовываются с различными хозяйственными организациями. Особенно сложно решаются эти вопросы, когда речь идет о заповедовании степных или луговых участков, которые могут быть пашнями, сенокосами, пастбищами... С другой стороны, первоочередным принципом проектирования заповедников служит выбор наиболее ценных участков живой природы.
Проект нового заповедника создается лишь после специальных тщательных обследований. Раньше определенной системы таких работ не существовало, экспедиции для обследования намеченных под заповедники территорий организовывались местными охотничьими управлениями, отделами общества охраны природы, научными учреждениями. Лишь недавно в РСФСР проектирование новых заповедников начала осуществлять специальная организация — Центральная проектно-изыскательская экспедиция Главохоты РСФСР. Ею уже составлено несколько проектов. Таковы проекты заповедника «Омельдинский» в низовьях Амура. «Малая Сосьва» — на севере Западной Сибири, «Азас» - в Тувинской АССР, «Сохондинский» — в Забайкалье и некоторые другие. Каждая экспедиция по проектированию заповедника отличается своей спецификой, своими трудностями, заботами и надеждами...
Экспедиционный отряд, включающий различных специалистов — охотоведов, зоологов, лесоводов, картографов, — выезжает туда, где намечается создание заповедника.
Пешком и на вертолетах, на резиновых лодках или с вьючными лошадьми отправляются участники экспедиции в дальние походы. Скупые строки отчетов сообщают потом о сроках и длине маршрутов, о проведенных наблюдениях, опросах местных охотников, статистических и экономических сведениях. Ведь надо всесторонне оценить возможность и целесообразность организации заповедника на данной территории, обосновать необходимость его создания. Детальных фаунистических и флористических исследований при этом не проводится, так как срок полевых работ ограничен, но всегда уделяется внимание особо ценным или редким природным объектам. Так, на реках Малой Сосьве и Азасе проводились учеты речных бобров, на Таймыре считали при помощи авиации диких северных оленей, обследовали места гнездовий краснозобых казарок, на вершине гольца Сохондо в Забайкалье ботаникам удалось найти новые для науки формы высокогорных растений. Но проект будущего заповедника включает не только описания красот природы. Это подшивка множества конкретных документов, протоколов различных совещаний, актов, писем, заключении, это результат незаметной со стороны, но крайне сложной черновой работы.
В проекте говорится о сбережении ландшафта, а ведь это не только звери, птицы и травы, но и свежесть воздуха, и чистота воды, вечная красота пейзажа, это сохранение сегодняшнего нашего богатства во имя будущего.
Новый Закон о земле четко определяет понятие заповедных земель. Государственный заповедник — это территория; навечно изъятая из всякого хозяйственного использования в научных или культурно-просветительных целях.
Создание заповедников есть самая высокая и эффективная (хотя и локальная) форма охраны окружающей природной среды, хотя, конечно же, нельзя разрешить эту сложнейшую проблему только путем заповедования. Задача заповедников — сохранение природных комплексов (как типичных, так и уникальных ландшафтов), сбережение особо ценных и редких видов животных и растений, так называемого генетического фонда, и изучение разнообразных природных процессов в естественной обстановке. Однако земли государственных заповедников и курортов отнесены в одну категорию с землями промышленности и транспорта, и это создает известные трудности в работе по созданию заповедников.
Справедливы упреки и в адрес нашей природоохранительной науки, не создавшей пока подлинной теории заповедного дела. Такие конкретные вопросы, как размер территории заповедника в различных географических зонах, сочетание различных элементов ландшафта, необходимость создания компактного участка, конфигурация границ и т. д., разработаны весьма слабо и решаются на практике порой совершенно произвольно.
Из сказанного видно, что работа экспедиций по созданию новых заповедников весьма сложна и многогранна, она вовсе не ограничивается романтикой дальних походов, а соприкасается с различными сторонами жизни — от сбора грибов и ягод в заповедном лесу до проблем экологии.
После того как площадь и границы заповедника определены, лесные массивы детально подсчитаны, землеустроительное дело подготовлено, возможности заповедования детально обсуждены со всеми заинтересованными организациями, проект представляется на рассмотрение местных органов, которые вправе принять решение и направить ходатайство Совету Министров республики. И только после всестороннего обсуждения Совет Министров вынесет решение об организации в стране нового государственного заповедника, выделив соответствующему ведомству средства на его содержание. Эти расчеты также важная часть составляемого проекта. Из всего сказанного понятно, почему заповедники создаются не так быстро, как хотелось бы любителям природы. За последние 10 лет в Российской Федерации создано семь новых заповедников и восстановлено несколько необоснованно ликвидированных в 1951 г. Успешнее развивается заповедное дело на Украине, где Совет Министров недавно принял специальное постановление «О мерах по улучшению сети государственных заповедников». На две ближайшие пятилетки в УССР намечена организация 29 новых заповедников, установлена постоянная классификация охраняемых природных территорий, четко разделены функции заповедников, земли которых используются только для научно-исследовательских работ, и природных парков, предназначенных для массового туризма и отдыха. Отсутствие таких природных парков в нашей стране приводит к нежелательному развитию туризма в заповедниках, препятствует их основному назначению. Сейчас проектируются национальные парки в живописных, красивых местах, и организация их, несомненно, послужит на пользу заповедному делу. Залогом его успешной перспективы служат решения по вопросам охраны природы IV сессии Верховного Совета СССР, где было уделено много внимания и проблемам организации заповедников.