В предыдущих сериях пытался разобраться с порядковыми номерами танков 1-й танковой роты 1-го танкового батальона 124-го танкового полка в соответствии со списком заводских номеров танков КВ-1 этого полка по состоянию на 10 октября 1941 года.
Основное затруднение в этом разбирательстве представляет собой определение танка собственно командира танковой роты старшего лейтенанта Мошкова Ивана Петровича, который запечатлен на нижеследующем снимке газеты "На страже Родины" к статье Мошкова о боях на Петергофском шоссе.
Казалось бы всё ясно, так как в списке оставался еще только один танк с заводским номером М-5216. Однако не тут то было.
На снимке, который фотокорреспондент газеты "На страже Родины" Борис Леонидов сделал в октябре 1941 года после боев на Петергофском шоссе, рядом со старшим лейтенантом Машковым запечатлен и лейтенант Остроумов Владимир Иванович, который, скорее всего, в тех боях участвовал в качестве командира танка КВ-1 с заводским номером М-5216.
Вероятно, именно его танк не сумел выйти с исходных позиций вместе с головной походной заставой по техническим причинам, но в дальнейшем все-таки поучаствовал в боях и затем был отправлен на ЛКЗ для "устранения повреждений полученных в бою".
Согласно спискам личного состава экипаж этого танка на момент прибытия в 124-ю танковую бригаду 29 сентября 1941 года состоял из:
Командир танка - младший лейтенант Остроумов Владимир Иванович;
Механик-водитель ст. - сержант Васильев Николай Дмитриевич;
Командир орудия - красноармеец Абрамов Иван Егорович;
Радиотелеграфист - младший командир Савчук Иван Григорьевич;
Механик-водитель мл. - красноармеец Артюхов Иван Сергеевич.
В именном списке безвозвратных потерь личного состава бригады красноармеец Артюхов числится погибшим в бою 10 октября 1941 года в районе Урицк (ОБД Мемориал).
Вторично этот же экипаж выбыл из 22-го ОУТБ в 124-ю ТБР после ремонта танка с зав. № М-5216 на заводе 11 октября 1941 года в количестве четырех человек.
В общем, с определением танка командира 1-й роты пока образуется заковыка, хотя, как когда-то казалось, с этим танком как раз проблем не будет, так как место и обстоятельства его потери известны со слов его командира. А произошла она, потому что с большой вероятностью старший лейтенант Мошков перед боями получил взамен своего танка с мотором М-17Т, который отправили из 124-й ТБР в другую часть, танк КВ-1 с мотором В-2К из другого подразделения 124-го танкового полка 124-й танковой бригады.
И с этой заковыкой пока не получается разобраться на базе имеющихся документов. Придется делать это по видимым на немецких фотоснимках особенностям материальной части танка КВ-1.
Напомню, что ранее танки КВ-1, которые двигались по направлению в Ленинград и были подбиты прямо напротив корпусов школы НКВД, обсуждались еще в 2013 году на форуме РККА (ссылка) после опубликования в этом журнале части отчета о боях танков 124-й ТБР на Петергофском шоссе 8 -10 октября 1941 года (ссылка).
В опубликованном отрывке шла речь о действиях 1-й танковой роты 1-го ТБ под командованием старшего лейтенанта Мошкова Ивана Петровича в боях Петергофском шоссе 8 октября 1941 года, танки которой были выделены в разведывательный дозор и головную походную заставу 124-го танкового полка, со слов самого старшего лейтенанта Мошкова.
Информация из отчета тогда позволила предположить, что, скорее всего, танком Машкова являлся танк с "ижорской" башней 90 мм, который на профильной странице сайта учтен под номером 33 - «...При возвращении ГПЗ обратно у вост. окр. пос. Ленина (Школа Куйбышева) ГПЗ была обстреляна огнем 2 орудий ПТО. Танк командира роты старшего лейтенанта Мошкова загорелся. Экипаж в количестве 3 человек пробился к своим».
На немецких снимках видно, что этот танк был подбит огнем противотанковых пушек и сгорел. Через некоторое время после боя танк был подорван, видимо, вследствие детонации боекомплекта.
Тогда же было высказано предположение, что, судя по большим вырезам в дополнительных бортовых экранах, этот танк с "ижорской" башней 90 мм более раннего выпуска, нежели другие танки бригады с подобными башнями. Танки КВ-1 с бортовыми экранами подобного исполнения были выпущены на ЛКЗ в середине августа 1941 года и некоторые из них даже были вывезены до 21 августа 1941 года из Ленинграда. В частности, такие танки в составе 1-й танковой бригады в октябре 1941 года участвовали в боях за Белгород.
В ходе производства размер вырезов в бортовом экране уменьшался, а уже в конце августа 1941 года от этого элемента совсем отказались. Собственно на основании этого наблюдения предполагалось, что у "танка Мошкова" заводской номер мог быть М-5032, так как этот номер в списке заводских номеров танков КВ-1 этого полка по состоянию на 10 октября 1941 года упомянут недалеко от номеров танков 1-й роты. Однако это предположение оказалось ошибочным, так как этот танк не был потерян безвозвратно в боях на Петергофском шоссе, а выбыл в ремонт на Кировский завод.
В общем, получается, чтобы установить заводской номер "танка Мошкова" нужно разглядеть его порядковый номер в треугольнике. Как мне кажется, номер в нем двухзначный, но точно цифры разглядеть не удалось.
Продолжение следует, а подписка, исправления и дополнения по вышеприведенной информации приветствуются.
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/234269.html).
Список источников:
1. Газета Ленинградского военного округа "На страже Родины" (prlib.ru);
2. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);
3. Сайт Поддержка 124 отд. танковой бригады стрельнинского десанта в 1941г. (http://mavr13.narod.ru/KV-1-pet/00-main.html);
4. Документы Автобронетанкового управления Ленинградского фронта, 124-й танковой бригады и 22-го отдельного учебного танкового батальона ( ЦАМО РФ, сайт Память народа, ОБД Мемориал).
Оглавление.
Часть 1-я. Огнеметные танки КВ-1 из 1-й роты 1-го ТБ 124-го ТП 124-й ТБР.
Часть 2-я. Порядок цифр в списке заводских номеров танков КВ 124-й ТБР.
Часть 3-я. Танки 2-го взвода 1-й роты 1-го ТБ 124-го ТП 124-й ТБР.