Найти тему

Концепт реформы ценообразования. Часть1: откуда и куда двигаемся?

Один из основополагающих документов для сметчиков за последние 15 лет это был МДС 81-35.2004. Прекрасный, объемный документ на все случаи постперестроечной жизни. К 2020 году он стал максимально не актуальным и не корреспондировал с новыми нормативными документами и как следствие был отменен с заменой на Методику по приказу 421/пр. Однако, знание только одной Методики 421/пр становится теперь не достаточным.

В новых реалиях, чтобы быть универсальным сметчиком, надо собрать целый пул знаний из различных областей (кодексы, федеральные законы, приказы и постановления различных ведомств, и даже немного затронуть бухучет). Забегая вперед скажу, что уже выпущено довольно много нормативных актов, затрагивающих вопросы ценообразования (далее ц/о). Из-за их специфического переплетения бывают случаи, когда общая фраза в одном документе приводит к большому блоку изменений в других документах, значительно влияющих на "Всего по смете" или "Всего по акту".

Новая современная система ценообразования затрагивает все ЭТАПЫ жизненного цикла объекта строительства со своими особенностями документооборота, как внутри, так и в моментах перехода между собой.

Лучше всего представить это на схеме :

Теперь проектно-сметная документация не является прямым приложением к контракту по задумке реформаторов ц/о. Чтобы родилась Смета контракта том смет должен подвергнуться глубокому анализу, укрупнению или разукрупнению по видам конструктивных элементов (видов работ) в процессе формирования НМЦК (начальная максимальная цена контракта) и проекта сметы контракта. Заказчик и контрактная служба - это теперь целый аналитический центр, который сам решает как и за какие работы он будет платить. Стоит так же отметить, что теперь оплату следует производить ТОЛЬКО за этот самый ГОТОВЫЙ конструктивный элемент. Объективно, реформа ставит крест на КС2,3 из локальных смет. На первое место выводится исполнительная документация, определеяющая готовность конструктивного элемента. Если этот конструктивный элемент признается заказчиком готовым, то за него следует оплата по строчке из "прайс-листа" которым по сути становится Смета контракта.

-2

При неквалифицированном подходе заказчика к Смете контракта образуются большие кассовые разрывы у подрядчика. Простыми словами, подрядчик теперь получает деньги не каждый месяц, как он привык построчно по локальной смете, а только за выполненный конструктивный элемент, в таком порядке как он укрупнен в смете контракта и синхронизирован с графиком выполнения и оплаты работ.

Законотворцы вывели из контрактных отношений проектную смету и буквально "заставляют" заказчика прорабатывать индивидуальные сценарии строительства и оплаты в рамках каждого контракта.

От подрядчика же теперь ожидается "тотальное буквоедство", каждый документ в закупке должен быть вычитан и проанализирован перед согласием забрать контракт. Новый подход практически не предусматривает возникновения дополнительных работ или сводит к нулю возможность их обоснования.

Ну, и конечно, красной линией через все это проходит повышение качества проектно-сметной документации.

Пока я постаралась изложить общие выводы из анализа актуальных на сегодня нормативных документов в сфере ц/о, обязательных при строительстве за счет бюджетных средств. Но, безусловно, каждый этот документ заслуживает отдельного рассмотрения. Этим я и планирую заняться в дальнейшем на канале. Комментарии как всегда приветствуются!

Если статья была вам полезна вы всегда можете отблагодарить автора любой монеткой 🤗:

ЮMoney