18 февраля Paco Rabanne должно было исполниться 89 лет. Вместо праздника мы прощаемся с ним. Человеком, совершившим революцию сначала в моде - в 1960-х. Потом в парфюмерии - в нулевых.
Я впервые увидела его модные показы в конце 90-х, когда была школьницей. Они могли шокировать, но я и сама была с чудинкой.
Одежда из металла, бумаги, пластика восхищала. Это были платья, которые нельзя носить. Чистая фантазия, шоу, а не прет-а-порте.
Инопланетные коллекции, даже не эксцентрика, а чистый футуризм!
В нулевых моя подруга стала пахнуть его металлическим парфюмом Ultraviolet. Это была революция.
Дизайн флакона, и запах создавали впечатление того самого космоса, про который рассказывали его платья.
Ниша 70-80-х
В 2020-м мне подарили два винтажных флакона Paco Rabanne. Metal и Calandre в годы их выпуска все считали мужскими. Но я увлеклась парфюмерией в век унисекса, и уверена: у них нет гендера.
Metal и Calandre - разные ароматы. Но я бы подумала, что это фланкеры. Оба созданы в редком жанре парфюмерного футуризма. Да, в них было много дубового мха, леса, земли и дерева, которые я слышала во многих парфюмах 70-80-х. В том же O de Lancome.
Но вся эта история разворачивается на фоне льда, листового металла, кусачих альдегидов и заиндевевших цветов. Ничего похожего не выпускалось после него как минимум лет 15-18.
Black XS, и женский, и мужской, стали бунтарским Востоком: ярким и пышным. Такое было не принято выпускать в люксовом сегменте. Популярным это направление стало только в 2015-м и далее.
"Черный" мне не зашёл, как и Lady Million. Для меня они стали "леопардовыми лосинами в парфюмерии".
Но не все новинки у бренда было шокирующими.
Invictus Paco Rabanne задумывался прикладным, функциональным. Созданным ходить в спортзал, на работу, на прогулку. Этот озоново-акватический свежак популярен и сейчас.
Phantom был посложнее и поинтеллектуальнее. Но это тоже добротный и... обычный люкс. Из революционного в нем - только маркетинг. Флакон в виде робота + возможность "скачать" с него музыку и ролики с рекламой Paco Rabanne. Я его купила сыну-подростку. Приятный, повседневный, для молодежи.
Интенсивные эмоции у меня вызвала Olympea. Причем вся линейка.
- Legend стала одним из немногих парфюмов, которые физически меня раздражали. Я слышала здесь забродившие яблоки и кальвадос.
- Intense влюбила в себя на морозе.
- Blossom показалась бесхарактерной, похожей на Idôle Lancôme и кучу других композиций.
Классическую Olympea я долго отвергала. Мне казалось, что за бред: соединять попкорн и соль? А потом попробовала это сочетание в шоколаде, и в тот же день побежала в магазин нюхать. Офлакониться не решилась, но оминиатюрилась.
У Olympea есть секрет: она любит распыление через спрей. Сплэш не даёт такой диффузности. Если купите миньку - переливайте сколько нужно в пробник. Иначе эта солёная сладость может казаться слишком простой.
Но самое интересное у Пако Рабанн - винтажный La Nuit. Это мощный медово-кожаный шипр. На 100% нишевый. Хоть он и вышел в 1985 году, у меня чувство, что его выпустили на двоих Laurent Mazzone и Оливье Польж.
La Nuit по-хорошему шокирует меня своей животной, хищной телесностью. Вот что значит, настоящий цибетин! Кожа, персики, харизма! Для тех, кто любит такое. Соблазнительное нишевое ретро!
Пако Рабанн был человеком-эпохой. Уход мастера такого масштаба - это грустно. Но ни на бренде, ни на новых ароматах это никак не скажется. Он давно отошёл от дел. Говорят, его убедил это сделать Том Форд.
Ну а мы на прощание вспомним несколько интересных фактов об этом необычном человеке.
- Его бабушка была колдуньей. И сам Пако не раз пробовал себя в магических ритуалах.
- Это она придумала его псевдоним Пако. Он означает "Воронёнок".
- Кутюрье верил в реинкарнацию и говорил, что живёт 78 тысяч лет.
- Он говорил по-русски. Мать-коммунистка, чтобы спасти его во время гражданской войны в Испании, временно отправила его с бабушкой в Россию.
- Это он ввел традицию проводить показы моды под музыку. До него ведущий просто зачитывал текст. Примерно, как в Бриллиантовой руке: "Лёгким движением руки брюки превращаются"...
- Он был чудаком, но человеком слова. В 1999-м он "предсказал", что на Париж упадет космическая станция "Мир". Когда этого не случилось, он признал ошибку и ушел из мира моды от кутюр. С тех пор работал над линейками прет-а-порте. То есть над тем, что можно носить, использовать в жизни.