В инвалидных купе новых вагонов производства Тверского вагоностроительного завода теперь не два места, а четыре. Пассажиры жалуются: в одном пространстве оказываются люди с самыми разными заболеваниями, и такая поездка может превратиться в мучение.
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда. Наш сайт – 1520.today.
Купе для маломобильных пассажиров размещаются в штабных вагонах поездов дальнего следования.
Купить билет в такое купе можно только с указанием номера СНИЛС. Если этот СНИЛС есть в базе Федерального реестра инвалидов, система разрешит оформление.
До недавнего времени такие купе всегда были двухместными – непосредственно для пассажира с ограниченными возможностями и сопровождающего.
Много лет Тверской вагоностроительных завод выпускал штабные вагоны с двухместными купе для маломобильных. По России колесят сотни таких вагонов.
Аналогично выглядят купе в двухэтажных вагонах. Они тоже двухместные.
В двухэтажке, кстати, купе находится в той части вагона, куда можно попасть, минуя лестницы внутри вагона.
Даже в двухэтажных вагонах нового образца купе для маломобильных – все еще двухместные.
Но несколько лет назад ТВЗ по заказу ФПК начал выпускать двухвагонные сцепы – это когда два вагона обслуживает один проводник. Сейчас такие вагоны курсируют в множестве поездов дальнего следования, в том числе в фирменных. Например, в поезде №1/2 «Россия» Москва – Владивосток или №59/60 «Волга» Санкт-Петербург – Нижний Новгород. В каждом таком вагоне есть душ.
В штабных вагонах такие поездов инвалидные купе решили сделать четырехместными. Два места в этом купе расположены вдоль, еще два – поперек. Отгорожены места друг от друга шторкой – такой же, как в душе.
Я обратил на это внимание благодаря автору канала cyxoukorm в Дзене, которая рассказывает о жизни людей с инвалидностью.
Именно этот автор объяснил, почему такое решение – плохое. Девушка обращает внимание, что в одном купе могут ехать люди с абсолютно разными заболеваниями – например, неугомонный ребенок с инвалидностью и взрослый человек, которому нужен отдых и который страдает недержанием.
«Как быть в такой ситуации? Менять памперс при ребенке? При посторонних. Не все могут дойти до туалета!» – отмечает автор.
Понятно, что если человек с ментальными нарушениями психики, то поездка рядом с ним другого больного человека может превратиться в мучение.
Схема такого вагона выглядит так.
С чем связано такое нововведение – неясно. Возможно, услуга так востребована, что решили расширить количество мест для маломобильных. Но сделали это неуклюже.
Когда я написал об этом в телеграм-канале «1520. Все о ж/д», в комментариях разгорелась дискуссия. Часть аудитории решила, что вагон просто-напросто проектировал троечник. Но были и другие мнения:
«А я наоборот, слышал, что это сделано по просьбам целевой аудитории. Объяснение было такое: порой неходящие люди в силу того, что вращаются среди "своих", образуют семейные пары. И одно место лишает их возможности ехать вместе в одном вагоне и даже в одном поезде. И это для них проблема. К слову, мне это поведала девушка, которая передвигается в кресле».
Впрочем, этот случай кажется, скорее, частным. И если проектировщики хотели бы удовлетворить эту часть аудитории, то стоило бы сделать два отдельных купе, но попарно соединенных друг с другом дверью. Это частая практика и для обычных «неинвалидных» купе в Европе.
Идея сделать четырехместное инвалидное купе кажется, скорее, оплошностью, чем чьим-то злым умыслом. Надеюсь, эту ошибку исправят в следующих моделях штабных вагонов. Однако проблема в том, что эти штабные вагоны рискуют стать самой массовой моделью в современной истории (по крайнее мере, в РЖД это анонсировали).