Найти тему
Советы мечтателям

Как развивать и позиционировать аэропорт Якутска

Пишу эту статью по просьбе читателя Александра. Давно обещал ему написать про то, как я вижу аэропорт Якутска и его развитие. Но сразу говорил, что это тяжело, так как аэропорт, по факту, глухой. В текущей ситуации он не связан какими-либо интересными трансферными потоками, кроме самой республики, работает он на республику в основном, связи с соседними регионами слабоватые. На рейсах из Якутска в Магадан летает достаточно мало пассажиров, сейчас этот рейс совсем закрыли, вроде как. По крайней мере, его следов я не обнаружил. Есть потоки, пусть и небольшие из Иркутска, Хабаровска и Владивостока. Всё, что требовалось – уже открыто и имеется, чего-то нового может быть и откроют с субсидиями. Однако не было бы вариантов, не было бы и статьи. Поэтому попробуем рассмотреть краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную политику.

Аэропорт Якутска тесно был связан с рейсами в Китай. Раньше узкофюзеляжные грузовые самолёты Сибири, Атрана и Авиастара гоняли в Китай через Якутск, делая в нём промежуточную посадку не только для дозаправки, но и для выгрузки. Так как Якутск наиболее удалённая точка, куда могли довезти груз на узком фюзеляже с полной загрузкой, то груз тащили туда. Далее самолёт порожняком летел в Китай, откуда с полной загрузкой через Красноярск или Новосибирск возвращался в Москву, а то и в Ригу. Грузовые тарифы до Якутска радовали перевозчиков – около 300 рублей за килограмм. Собственно, альтернатива воздушному транспорту – автомобильный и железнодорожный, но они сильно зависят от состояния дел на переправе через Лену (моста нет до сих пор), да и удалённость и качество трассы сильно влияют на скорость отправки. Если речь идёт о каких-нибудь железках или тряпках, то это одно дело, а если речь идёт об оргтехнике или медикаментах, то совсем другое, а когда говорим о почте и маркетплейсах, до это уже третье.

Сейчас Китай открывается. Рейсы можно было бы восстановить, но вот беда – имеющиеся грузовики оказались с двойной регистрацией и не могут быть приняты. Почтари попутку не повезёт – у них своих почтовых рейсов хватает, а 64024 всего один, поэтому у него куча специализированной работы. Грузовики с двойной регистрацией завязаны на Китай во Владивостоке и Улан-Удэ, а для добивания используют Норильск, куда грузы тащить выгоднее. Если груз соберут на Южно-Сахалинск, то промпосадку делают в Нижневартовске, так как там дешевле топливо. Аэропорт Якутска остался не у дел. Перспектив по Китаю по старым кольцевым схемам пока нет.

Однако, у Якутска есть пара географических плюсов – трассы Лена, Вилюй и Колыма, а также связь с населёнными пунктами по республике и Магаданской области. Трансферных перспектив для пассажиров особо нет, но можно было бы в текущей ситуации при минимальных затратах направить через себя грузы. А именно – организовать встречу с грузовыми перевозчиками Якутска, насколько они могли бы потянуть грузовые рейсы определенной регулярности. Дальше общение выстраивать с авиакомпаниями, крупнейшими грузовыми агентами и маркетплейсами. В результате на базе аэропорта можно было бы мультимодальный хаб – груз прилетает в Якутск, дальше перегружается на автотранспорт.

Плюсы в данной схеме следующие – аэропорт получает несколько большее количество грузов на старте, частично забирая грузы у аэропортов Магадана и Нерюнгри, но о перспективах расскажу чуть дальше. Грузоотправители и грузополучатели получают фиксированный тариф, исключая посредников и автодоставку. Автотранспортные компании получают более-менее стабильный поток груза, который могут докладывать в свои сборные транспортные средства либо формировать новые. Грузовые агенты расширяют список направлений, маркетплейсы могут более-менее четко решить вопрос с доставкой в некоторые населённые пункты, где смогут открыть свои пункты выдачи, что увеличит количество заказов, а, следовательно, приведёт к ещё большему росту грузопотока, да и жизнь комфортнее сделает, если будешь знать, что доставка Озона условного до твоей Хандыги будет осуществляться 2-3 дня, а не неделю-две.

Но здесь мы говорили о грузах на регулярных рейсах. В данном случае условный Аэродар сможет принимать груз к перевозке до Хандыги, Сусумана, Алдана, Томмота, Магадана, Нерюнгри на рейсы условной Сибири по фиксированной ставке. В авианакладной делается пометка о мультимодальной перевозке, аэропорт получает сбор за терминальную обработку и все счастливы. Аэропорт много не получит, кроме неплохого сервиса. Дальше уже речь идёт об общении с грузовыми перевозчиками и перетягивании грузового одеяла на себя. Та же самая Сибирь на одном из своих грузовых бортов регулярно гоняет во Владивосток, по дороге завозя груз в Норильск либо Южно-Сахалинск. Но Южно-Сахалинск совершенно не по трассе, да и тариф там не такой чтобы высокий – туда ежедневно летают рейсы на больших пассажирских самолётах, которые за раз возьмут столько же груза, сколько грузовой Боинг-737, а ещё 400 пассажиров с багажом. То есть по тарифу с ними особо не поконкурировать. А тут Якутск предлагает одним рейсом охватить все направления по Якутии и Магаданской области (а может быть ещё и Забайкалье захватить – было бы желание).

Поэтому в перспективе возможно появление стабильного грузовичка, который по пути на Дальний Восток за китайским барахлом будет подбирать груз для Севера. Всё это реально сделать в ближайшее время. Тут минимум затрат, но максимум переговорного процесса с потенциальными участниками проекта. Дальше можно было бы ещё придумать сервис совместно с Полярными авиалиниями или ИрАэро – организовать иногда Ан-26 для доставки в Магадан чего-нибудь сверхсрочного, либо Певек или Кепервеем. Это расширит предложение, да и принесёт аэропорту больше пользы.

Сейчас в Якутии, да и по всему Северу Дальнего Востока тоже реализуются многочисленные интересные проекты. В основном это полезные ископаемые, конечно. Но и им нужно снабжение. Переброска через Якутск смогла бы сократить траты. В этом случае аэропорт должен предоставить возможность бронирования чартерных рейсов на грузовых или пассажирских самолётах – те же Ан-24 или Ан-26 Полярных авиалиний. Вахтовых перевозок много, но частично можно было бы замкнуть их на себя. Насчёт удобства сервиса – появляется множество новых игроков на рынке, которым сложно влезть в не самые удобные схемы по бронированию чартеров в тех регионах. А если помните, то Сибирь вообще А-319 для чартеров в Яндекс.Драйв добавила.

Если хаб для грузов разрастётся, то республика могла бы попробовать заказать грузовой самолёт для себя. Под чей флаг он встанет – не имеет значения. Летает Почта России на Ту-204 под флагом Авиастара, так и здесь – можно было бы подумать и о Ту-214 в грузовом исполнении под тем же флагом. Очередь на Ту-214 пока не заполнена, можно подумать. Кроме того, в любом случае можно было бы взять и Ладоги – как в пассажирском, так и в грузовом исполнении. Они позволят закрывать чартерные программы по региону.

В таком виде аэропорт сможет к 2030 году стать полноценным грузовым хабом, который позволит упростить доставку и организацию чартеров в северо-восточной части страны, попутно увеличив как пассажиропоток, так и грузопоток через аэропорт, кроме того, оседлав просевшую грузовую часть нашей гражданской авиации. Для старта много не нужно.

Это не инвестиционный план, тем более даже не пролог бизнес-плана, это просто наброски идей, что можно сделать. Но выношу на суд читателей, чтобы они могли высказать своё мнение и что-либо дополнить.

------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/313588.html

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5

5. Продукцию (корм для собак) можно пока приобрести на Озоне либо Яндекс.Маркете:
https://www.ozon.ru/product/suhoy-polnoratsionnyy-korm-dlya-sobak-hey-buddee-dlya-srednih-porod-2-kg-820722100/
https://www.ozon.ru/product/suhoy-polnoratsionnyy-korm-dlya-sobak-hey-buddee-dlya-krupnyh-porod-2-kg-820727359/