Джо Пасс - полное имя Joseph Anthony Passalaqua - выдающийся джазовый гитарист. Его широкое использование «шагающего» баса, искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий в процессе импровизации и сочетание множества техник игры открыли новые возможности для мира джаз-гитары и оказали огромное влияние на современных джазовых гитаристов.
Родился 13 января 1929 года. Его отец, работник металлургического комбината, рано разглядел в своём сыне талант, необычное видение музыки и абсолютный слух. С 9 лет Джо Пасс начал играть на гитаре.
В 14 лет Пасс начал давать концерты, играл в биг-бэндах Тони Пастора и Чарли Бэрнета, оттачивая своё мастерство игры на гитаре и изучая музыкальный бизнес. Джо начал путешествовать с небольшими джазовыми ансамблями и в итоге осел в Нью-Йорке. Через несколько лет он попал в зависимость от наркотиков и провел почти все 1950-е в относительной неизвестности.
Джо Пасс мог бы сделать гораздо больше как музыкант, если бы не его увлечение наркотиками. Но после успешной реабилитации в клинике Synanon и записи концерта вместе с другими музыкантами под названием «Звуки Synanon» (Sounds of Synanon), с гитаристом подписал контракт Дик Бок (Dick Bock), представлявшим студию Pacific Jazz l.
Пасс сделал несколько альбомов как лидер и аккомпаниатор для Бок, хотя это было в конце 1960-х, когда доминировала рок-музыка.
В 1965 году Пасс давал концерты вместе с Джорджем Ширингом и активно занимался работой на телевидении и радио в Лос-Анджелесе.
Джо Пасс работал с Луи Бэлсоном, Фрэнком Синатрой, Сарой Воэн, Джо Уильямсом, Дэллой Риз, Джонни Мэтисом и выступал в таких телешоу как «The Tonight Show Starring Johnny Carson», «The Merv Griffin Show», «The Steve Allen Show» и других. В начале 1970-х Джо Пасс вместе с гитаристом Хербом Эллисом регулярно давали концерты в клубе «Donte’s jazz club» в Лос-Анджелесе. Плодом этой совместной работы стал самый первый альбом студии «Concord Jazz», названный в её честь «Jazz/Concord». В начале 1970-х Пасс стал соавтором ряда книг о музыке, а также написал свою книгу об импровизации «Joe Pass Guitar Style», которая по сей день считается одним из лучших пособий для желающих научиться джазовой технике игры на гитаре.
Но именно, когда Джо Пасс встретил импрессарио Нормана Гранца (Norman Granz), карьера гитариста взлетела. Гранц заключил контракт с ним от имени своей новой студии Pablo Records в начале 1970-ых и стал его записывать очень интенсивно, как соло гитариста, а также в дуэтах, трио и как участника многих джем-сейшнов. В 1974 году Пасс выпустил там свой легендарный сольный альбом Virtuoso.
К этому времени Джо разработал такую виртуозную технику игры на гитаре, что считался, по мнению многих критиков, «Art Tatum of the guitar». Оглушительный успех имели выступления Джо Пасса с не менее выдающимся пианистом Оскаром Петерсоном (Oscar Peterson), оба входили в экстаз от игры на своих инструментах.
В 1974 году вышел альбом The Trio с Джо Пассом, Оскаром Питерсоном и Нильсом-Хенингом Орстед Пидерсеном, получивший премию Грэмми за лучший альбом в исполнении джазового ансамбля.
В качестве постоянного студийного музыканта «Pablo Records» Пасс записывался с Бэнни Картером, Милтом Джексоном, Хербом Эллисом, Зутом Симсом, Дюком Эллингтоном, Диззи Гиллеспи, Эллой Фицджеральд, Каунтом Бэйси и другими.
Как ни странно, Джо Пасс был редко доволен своими записями, рассказывая о нём писатель Кен Драйден. "Я всегда чувствую, что я мог бы сделать лучше", - говорил Джо.
После единственной сессии в качестве лидера Telarc, Джо Пасс записал последний в своей жизни компакт-диск с Роем Кларком (известным как Hee Haw). Диск назывался Roy Clark & Joe Pass Play Hank Williams. Большая часть коллекции записей Джо Пасса была выпущена только после его смерти.
Джо Пасс умер от рака печени 23 мая 1994 года в Лос-Анджелесе.
Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!