Здравствуйте. Ни для кого не секрет, что успешное выполнение тех или иных боевых задач, напрямую зависит от наличия точных данных о дислокации войск противника и его ключевых военных объектов (в том числе и авиационного назначения). Существует множество видов разведывательных мероприятий, которые имеют определенную классификацию. В годы Второй Мировой войны воздушная разведка являлась одним из важнейших средств сбора разведывательной информации. Ранее, на канале мы уже неоднократно выпускали тематические публикации, в которых рассказывалось об основных тенденциях развития советской разведывательной авиации начиная с тридцатых годов прошлого века. Сегодня же речь пойдет о некоторых методах противодействия средствам воздушной разведки, которые применялись для нивелирования угрозы обнаружения определенных объектов (для примера, в качестве такого типового объекта мы будем рассматривать военные аэродромы). Естественно, наиболее действенным вариантом решения этой задачи, являлось уничтожение разведывательных самолетов противника силами средств противовоздушной обороны (как истребительной авиацией, так и с помощью зенитной артиллерии). Но полностью полагаться на них, в условиях постоянно меняющейся боевой обстановки, было невозможно.
Поэтому, силами инженерных подразделений, предполагалось проводить комплекс мероприятий для маскировки подобных объектов, что снижало эффективность разведывательной авиации противника. Нельзя не отметить, что это также снижало и эффективность бомбардировочной или штурмовой авиации, ввиду невозможности нанесения ими прицельных ударов по ранее выявленным целям. Грамотная маскировка позволяла скрыть действительное местонахождение функционирующих объектов (либо минимизировать вероятность их обнаружения и корректной идентификации при дешифровке полученных аэрофотоснимков), их состояние и возможности по целевой эксплуатации. В случае с военными аэродромами, скрывалось реальное количество размещенных самолетов (и их тип), а также расположение ключевых инфраструктурных сооружений (к ним относились командные пункты управления, места размещения личного состава, склады с боеприпасами и горюче-смазочными материалами). Говоря простыми словами, если противника (разведывательный или ударный самолет) не удавалось уничтожить, то требовалось максимально его дезориентировать и ввести в заблуждение.
Одним из действенных методов достижения этой цели, являлось создание ложных объектов, а также имитация функционирующего объекта из заброшенного. При успехе подобных мероприятий, удавалось сохранить не только важный объект, но и скрыть деятельность целых подразделений на конкретных участках фронта. В свою очередь, это увеличивало шансы на успех в проведении собственных боевых операций. К примеру, на базе нескольких заброшенных полевых аэродромов, находящихся в определенной районе, могли организовать ложные аэродромы с размещением макетов боевых самолетов (к примеру бомбардировщиков), прочей сопутствующей техники (к примеру топливозаправщиков, элементов противовоздушной обороны), просто имитацией использования самолетов (к примеру с помощью фальшивых бортовых огней) а также с обязательной имитацией жизнедеятельности. На основе полученных разведывательных данных (особенно если подобная дезинформация подбрасывалась из нескольких источников), противник мог сделать неверный вывод о готовящемся наступлении и осуществить перегруппировку на ложное направление. Тем самым он оттягивал туда силы и резервы, оголяя другие участки фронта, что естественно могло быть использовано против него. Подготовка ложных аэродромов осуществлялась по специально разработанным алгоритмам.
Соответственно грамотно замаскированные действующие аэродромы позволяли скрытно нарастить силы и наносить внезапные удары согласно собственным планам. При проведении маскировочных мероприятий, требовалось соблюдать ряд принципов и требований. Их игнорирование или же неправильная реализация, увеличивала риск вскрытия замаскированного объекта, тем самым подставляя его под возможный удар. Каждый объект обладал совокупностью демаскирующих признаков, которые требовалось учесть и минимизировать (форма, цвет, размер, тень и т. д.). Самый основной принцип проведения грамотных маскировочных мероприятий, заключался в их естественности. Требовалось обеспечить правдоподобность маскируемого сооружения или объекта, чтобы они максимально вписывались в окружающую местность и ничем из нее не выделялись. Еще на этапе строительства аэродрома, требовалось учитывать место его размещения, чтобы максимально задействовать имеющуюся естественную среду в виде леса, кустарника, полей, огородов, рельефа местности и т. д. Тогда же и составлялся общий план маскировочных мероприятий, относящихся к конкретному объекту (еще в 1939 году вышел приказ НКО об обязательной маскировке всех строящихся аэродромов). В случае необходимости производился посев трав, посадка кустарника и прочей растительности. Строились ложные дороги, имитировались канавы, ямы, луга и т. д. При этом учитывалось множество различных факторов.
Нельзя было допускать явных ошибок, в виде применения декоративных элементов, выполненных из неподходящих материалов или в иной цветовой гамме, либо же без учета времени года. Важно было и своевременно заменять испорченные или отслужившие элементы маскировки (к примеру высохшую растительность). Еще один принцип осуществления маскировки, заключался в ее общем разнообразии. Необходимо было минимизировать (а в идеале полностью исключать) возможность для противника выявлять определенную закономерность в построенных сооружениях или используемых материалах. Для практической реализации вышеупомянутых мероприятий применялись специальные маскировочные средства. К примеру, это покрытия и сети различной формы, срезанные пучки растительности, маскирующие перекрытия (как жесткого, так и бескаркасного типа), деформирующие и искажающие сооружения. Последние требовались для того, чтобы изменять форму тени, которую отбрасывал маскируемый объект при перспективном наблюдении. Часто применялись маскирующие передвижные щиты, макеты и ложные объёмные элементы. Многие элементы создавались подручными средствами, а для покраски некоторых поверхностей применялись специальные защитные краски. Также нельзя было забывать и о необходимости сокрытия (или хотя бы уменьшения) следов жизнедеятельности личного состава и эксплуатации аэродрома. К примеру, необходимо было маскировать различные подъездные дороги, тропинки, скрывать следы от руления самолетов, масляные и топливные пятна, следы от грузовиков, остатки костров, кучи мусора, бочки, ящики, кучи снега и т. д. Важность неукоснительного соблюдения маскировки не раз доказывалась на практике в ходе войны. В случае, если она была выполнена неправильно или же игнорировалась вовсе (либо игнорировалась со временем), противник мог наносить серьезные удары, приводящие к уничтожению материально-технических средств и потерям среди личного состава. Совокупность отмеченных выше мероприятий относится к методам оптической маскировки. Со временем (уже после завершения Великой Отечественной войны), по ходу совершенствования разведывательных средств, были сформированы и новые методы противодействия (к примеру радиолокационная маскировка и т. д.).