На конкурсе «Столичный учитель — столичному образованию» педагоги проведут авторские уроки и покажут новые методики. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».
В Минске торжественно открыли городской конкурс профессионального мастерства «Столичный учитель — столичному образованию». В нем участвуют 82 педагога, прошедших предварительный отбор в районных этапах, каждый в своей номинации, которых всего восемь. Воспитатели, учителя-предметники, преподаватели в профессиональных лицеях и колледжах будут демонстрировать свой уникальный опыт и авторские уроки.
— Три года конкурс проводился в дистанционном формате. И вот мы вновь встретились. Педагогическое сообщество только радо, ведь конкурс — это своеобразный форум идей и инноваций, возможность пообщаться с коллегами, — рассказала заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Ирина Чернявская.
Но, конечно, есть и конкуренция. Ведь на кону путевка в финал «Учитель года Республики Беларусь», который намечен на сентябрь.
Педагогам предстоит пройти тестирование, подготовить мастер-классы и творческие визитки, продемонстрировать инновационную методику своей работы. Пожалуй, самое интересное испытание — открытый авторский урок в незнакомом классе. Здесь и проявляется истинное мастерство обладателя одной из самых благородных профессий.
Также в течение весны пройдет конкурс среди молодых специалистов, которые только начинают карьеру учителя.
Части тела
Не доска, а чудо. Преподаватель столичного колледжа на уроке рисует светом
Молодой учитель биологии и географии Алексей Липницкий впервые участвует в конкурсе. Вот уже пять лет он работает в Минском государственном колледже торговли и коммерции. Его занятия проходят весьма необычно.
— Изначально хотел поступать в БГУ на геофак. Но в старших классах увлекся еще и биологией, поэтому к выпуску было сложно сделать выбор в пользу одного из двух любимых предметов. К счастью, нашел подходящий факультет — естествознания — в БГПУ имени Максима Танка, где как раз и удалось их совместить, — вспоминает А. Липницкий.
Тяга к преподаванию у него с детства. В пятом классе ему подарили книгу «Я познаю мир». Он проникся содержанием и посчитал своим долгом нести увлекательные факты о жизни вокруг в массы.
— Моими первыми учениками стали друзья, которым я все это рассказывал, — улыбается наставник. — Примером для меня была бабушка, которая работала учителем начальных классов в сельской школе. Она показывала выпускные альбомы с ее воспитанниками, вспоминала, как ездила с ними в «Артек», проводила линейки. Захотелось пойти по ее стопам. Благодарен и своему школьному учителю географии Петру Козелу, который завлек меня в олимпиадное движение.
Сегодня А. Липницкий преподает учащимся колледжа. И здесь есть своя специфика.
— Эти ребята пришли за профессией. С ними интересно работать: знают, чего хотят от жизни. Приятно, когда не спрашивают: «А зачем нам нужна эта география и биология?» — делится педагог. — Я объясняю, почему важно разбираться в биологических процессах, знать географию. Учу понимать мир вокруг и связывать эти знания с жизнью.
Например, во время пандемии COVID-19 тема вирусов стала очень актуальной. Дети задавали много вопросов, и биология на них отвечала. Подростки понимали, как болезнь влияет на организм и как защититься.
— К примеру, собираемся посадить огурцы на грядке. На пакетике с семенами указано F1, что означает гибрид первого поколения. Да, у таких плодов будут прекрасные характеристики, но семена с них собирать уже нельзя — второе поколение окажется не таким продуктивным. Вообще, биология и география учат человека любить и ценить жизнь, — замечает А. Липницкий.
На занятиях учитель использует информационные технологии и считает, что они способны существенно повысить эффективность усвоения новой информации.
Его разработка — лайтборд. Это специальная доска из прозрачного стекла с подсветкой. Когда на ней что-то пишешь, кажется, что рисуешь в воздухе светом. Такой механизм А. Липницкий использует для создания обучающих видеороликов.
— Одна из технологий ведения занятий, которую я применяю, — «перевернутый урок». Дети дома просматривают ролики с материалом по новой теме, а потом в классе закрепляем полученные знания на практике, — объясняет учитель.
Педагог планирует усовершенствовать лайтборд: добавить к нему сенсорную рамку. В этом случае прозрачная доска будет выступать в роли интерактивного экрана, на котором можно перемещать любые нарисованные объекты движением руки. Выглядит это очень эффектно.
— Чтобы внести что-то новое в преподавание, необходимо изучить много источников, которые, на первый взгляд, с биологией и географией не связаны. Я стараюсь следить за техническими новинками и по возможности включать их в практику. В будущем хочу сделать приложение с дополненной реальностью по биологии. Дети растут в цифровую эпоху и привыкают взаимодействовать с высокотехнологичной средой чуть ли не с пеленок, — замечает наставник.
Разложить по косточкам
Фишбоун, инсерт, кейс-метод. Как педагоги учат детей с первого класса аналитически мыслить
Еще один участник конкурса — учитель начальных классов гимназии № 36 Оксана Соловей. Ее, как и коллег, привлекают современные технологии урока. В своей практике использует проектный и кейс-методы, критическое мышление. Казалось бы, как все эти сложные термины увязываются с теми, на кого направлены, — малышами 1–4-х классов?
— Эти приемы на занятиях учат детей мыслить аналитически. Приведу лишь несколько примеров. Метод «фишбоун» — построение специальных схем, напоминающих скелет рыбы. «Инсерт» — чтение новой информации с пометками на полях. В процессе такой работы ребята не просто знакомятся с информацией, они мыслят. Начальная школа — это фундамент. От того, как научим детей учиться, во многом будет зависеть их успешность в жизни. Научим думать, анализировать и исследовать — дальше будет проще, — считает О. Соловей.
Фото Юрия Мозолевского
Смотрите также: