Найти в Дзене
ДУХОВНЫЕ ПОСЕВЫ

Что давало право пророкам дерзить Богу и обличать народ во грехах

Библейские пророки
Библейские пророки

Тема пророческого служения поднималась уже на канале "Духовные посевы" 11 ноября 2022 года, в статье "О пророческом служении в Ветхом Завете и какое значение оно имеет в наше время".

В ней было сказано, что пророки — это не предсказатели будущего, не ясновидящие и не оракулы, а, прежде всего, служители Слова Божиего. 

Они проводники воли Божией и свидетели того, что люди проживают свой век не по заповедям Бога и не по Его замыслу.

Это не суровые обличители грехов, а утешители дающие надежду, ибо осознавали, что иначе люди в данный момент жить не могут, так как лишились Богообщения…

Но придет Мессия, Спаситель мира, Который все исправит и природа человека преобразится.

Пророческие книги и жизнь пророков открывают весьма интересное обстоятельство.

Пророки должны были возвещать волю Божию людям, которые отвернулись от Бога, которые захотели быть как прочие народы (см. 1Цар. 8, 9).

И поэтому внутренне они очень обостренно и напряженно переживали свое служение, так как каждый из них на собственном опыте осознал, что провозглашать волю Божию народу, который не хочет их слушать, не хочет ее знать и исполнять, — архисложно.

Никто не согласиться возложить на себя этот крест по своей воле.

Поэтому Бог, понимая это и видя возможности человека, избирает его на служение Сам.

Так пророк Иеремия пишет:

Ты влек меня, Господи, — и я увлечен; Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, — кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: "не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его"; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог. (Иер. 20, 7-9).

К тому же служение пророка — это не только служение словом, но и служение образом жизни.

Поэтому в Священном Писании мы находим пророчества о Христе не только в словах, но и в конкретных поступках пророков.

Выше было отмечено, что пророки, это не грозные обличители народа, в отличие от обычных людей, которые часто даже ощущают потребность обличать и осуждать немощи своих ближних, а — дающие надежду утешители.

Они не только жили праведно, стараясь по мере своих сил воплотить в жизнь замысел Божий о человеке, но и осознавали какую несут огромную ответственность за свое служение и за порученный им народ.

Пророки горевали и скорбели о народе, жалели и оплакивали его, готовы были сострадать и разделить судьбу своего народа.

Особенно выразительно это видно по служению пророка Иеремии, а пример этой самоотверженности и любви показал еще Моисей на Синайской горе, когда Бог говорит ему:

Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. (Исх. 32, 9 - 10).

И Моисей возражает Богу... Дерзновенно возразить Богу, дает право Моисею, только его любовь к своему народу:

прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. (Исх. 32, 32).

Все пророки тесно и неразрывно связывали себя с народом, осознавали себя частицей народа, переживали скорби народа, как свои собственные и воспринимали судьбу народа, как свою.

Наиболее отчетливо это проявилось в повествовании, когда Иеремия оплакивает разрушенный храм и Иерусалим.

Пророк Иеремия и разрушенный Иерусалим
Пророк Иеремия и разрушенный Иерусалим

Он глубоко сожалеет о людях, которые не поверили его пророчествам, не пожелали послушать Бога и не захотели покаяться.

Пророки были вынуждены обличать, но делали это не высокомерно и надменно, а сострадательно и с болью в душе.

Поэтому своим служением и жизнью они стали подобными Иисусу Христу, Сыну Божию, Который умирая на Кресте за наши грехи, молится:

Отче! прости им, ибо не знают, что делают. (Лк. 23, 34).

А молился Господь, в том числе, и за тех фарисеев, которые Его приговорили к смерти и, которых Сам же обличал.

Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.

Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".

Читайте предыдущую статью автора: Почему наступил закат Иудейского государства? Иосия последний благочестивый царь