О модели индивидуальных образовательных траекторий в Санкт-Петербургском политехническом университете им. Петра Великого и возможностях Modeus рассказала руководитель Дирекции основных образовательных программ СПбПУ Людмила Панкова.
«Санкт-Петербургский политехнический университет имеет свой интересный опыт внедрения индивидуальных образовательных траекторий. Этот процесс у нас запущен системно с 2018 года. С 2017-2018 года СПбПУ перешел на реализацию основных образовательных программ по собственным стандартам. И тогда мы увидели, что программы, которые структурированы без ИОТ, не такие конкурентоспособные, в них «узко» всем участникам процесса.
Переход на индивидуальные образовательные траектории стал выстраиваться органически, пришло понимание, что без ИОТ дальнейшего развития не получится. Соответствующие запросы были непосредственно от студентов, которые захотели большего саморазвития, самореализации в рамках имеющихся образовательных программ, от наших индустриальных партнеров, потенциальных работодателей. Ведь зачастую нужна именно штучная, индивидуальная подготовка специалиста, а одну программу для одного человека не сделаешь. Поэтому мы пересмотрели наши собственные образовательные стандарты, соответственно актуализировали образовательные программы, включив в них возможность отдельных треков и, при необходимости, смены направления подготовки. Кроме того, когда у работодателей пошел запрос на развитие soft skills, помимо hard skills, это стало еще одним основанием двигаться в сторону индивидуализации. Развитию ИОТ способствовало также расширение сетевого взаимодействия.
В СПбПУ индивидуализация сегодня присутствует во всех образовательных программах. У нас не было как такового пилотного запуска ИОТ – отдельный институт, отдельная программа, отдельный уровень. Мы шли поэтапно и выстроили свою модель ИОТ. Сейчас думаем над ее корректировкой. Связано это, прежде всего, с возможностью получения дополнительной квалификации, с программой «Приоритет-2030» в части развития цифровых компетенций. Выход из Болонского процесса также потребует своих изменений.
На этом этапе нам важно посмотреть на себя со стороны, получить независимую внешнюю оценку: верной ли мы идем дорогой и как двигаться дальше. Поэтому в апреле-мае 2022 года СПбПУ прошел специальное экспресс-обследование, которое провели эксперты компании CUSTIS. У нас уже был опыт взаимодействия с CUSTIS – организационно-методический. Компания колоссально движется вперед, и ее методические наработки нам очень полезны.
Выводы экспресс-обследования, которые мы получили, очень приятны. В СПбПУ правильно структурированы процессы, сформированы рабочие группы, и мы двигаемся верным путем, когда реализуем программу изменений.
Конечно, мы понимаем свои слабые стороны, в частности, отсутствие полноценных информационных систем. Без их развития будет очень сложно наладить процесс системно и качественно. В СПбПУ есть самостоятельно разработанные IT-сервисы, которые позволяют студентам делать выбор, реализовывать индивидуальные образовательные траектории, но это не те системы, которые могут закрыть полный цикл ИОТ. Есть определенные риски при развитии, модернизации собственной информационной системы – пока ты пишешь техническое задание, система уже может устареть. В какой-то степени, получается, постоянная работа в условиях неопределенности.
Сегодня мы должны принять важное стратегическое решение: либо расширять штат своих разработчиков и развивать собственные информационные системы, либо идти через ИОТ-консорциум. Прошедший в мае первый ИОТ-слет показал, что альтернативы Modeus, позволяющей в информационном пространстве построить ИОТ, на рынке нет. Сейчас мы взвешиваем все «за» и «против». В части развития ИОТ рассматриваем два варианта: либо Modeus Custis, либо собственные разработки».