Фильм "В город пришла беда", снятый в 1966 году режиссером Марком Орловым по одноименной повести Александра Мильчакова на киностудии имени Александра Довженко, не вышел на широкие экраны. Я больше скажу привычка замалчивать и не говорить населению всей правды правды была одной из причин того, что картину в основном использовали в качестве учебного пособия для эпидемиологов. Правда после осмотра возникло такое чувство, что фильм рассказывает о том как делать не нужно. Снимали его четко под телевизионный формат и не смотря на то, что идет картина час с небольшим, ее разбили на две серии. Однако, факт остается фактом, угроза вспышки опаснейшего инфекционного заболевания Variola Verra или Оспы обыкновенной в Москве существовала.
Сама история как болезнь попала в СССР почти детективная. Дело все в том, что "нулевым пациентом" стал художник-плакатист, лауреат двух сталинских премий Алексей Кокорекин который 22(23) декабря 1959 года приехал из зарубежной поездки в Индию. В ходе своего турне он побывал на похоронах брамина, предположительно умершего от оспы, и даже прикупил, на сувениры, некоторые вещи принадлежащие индусу. А теперь расскажу почему история детективная. Дело все в том, что реальных документов о его передвижениях в Москве никогда и никто не публиковал. По одной из версий, по прилету, он не поехал домой, а отправился на такси к своей любовнице. Которой и подарил сувенир из экзотической страны. У нее он провел ровно сутки и только после этого отправился домой. По словам же его дочери, в аэропорту Алексея встречали супруга Кокорекина, дочь и его друг на автомобиле.
Причем чувствовал он себя хорошо, и только вечером 23 декабря у него резко поднялась температура и начался кашель. По словам дочери Кокорекин на следующий день отправился в поликлинику, где ему поставили диагноз - грипп. Состояние ухудшалось и его госпитализировали в Боткинскую больницу 27 декабря. А 29 все родственники были вызваны в госпиталь, а сам Алесей Кокорекин скончался. Однако, я нашел в интернете отчет о вспышке оспы в Москве. И там все вообще выглядит иначе. Кокорекин, согласно этому документу, четыре дня пробовал лечится дома и лишь потом был госпитализирован. Единственное в чем сходятся все версии, так это в том, что диагноз был один "грипп"! Есть версия о том, что оспу определил профессор находившийся в тот момент в анатомическом театре. Даже в версиях куда госпитализировали больного все не совсем ясно. По одной из них он лежал в палате с гриппозными больными, по другой в инфекционном отделении "боткинской". Первая, кстати, большее похожа на правду, ведь диагноз у художника был "грипп". В общем, на самом деле, правды мы скорее всего не узнаем. Но факт остается фактом в самом конце декабря 1959 года в Москве существовала реальная опасность возникновения эпидемии оспы.
Фильм "В город пришла беда" конечно нельзя назвать высокохудожественным произведением, но атмосферу того времени технологии и оборудование которым пользовались врачи там увидеть можно. Естественно там опушены все подробности поездки художника и информация о его пребывании в Москве в первые дни. Что бы показать контраст между обычной жизнью столицы и закрытого на карантин города картина начинается с показа кадров улиц и магазинов. Вот видна коллонада Большого театра и идущий по улице троллейбус МТБ-82Д, у него кстати был алюминиевый кузов.
А вот фургон Москвич-430.
Автобус ЗИЛ-158, скорее всего уже производящийся на ЛиАЗ и Волга ГАЗ-21
Из окна магазина "Детский мир" можно увидеть как много людей днем в будний день находится на улице. Конечно же Волги и ЗИЛ-158
Мы снова на Театральном проезде, по которому в потоке едут Волги, РАФ-977Д и УАЗ-450
ЗИЛ-158, позади виден парадный вход в дание Госплана, сейчас там государственная дума.
Снова Москвич-430
А вот и его пассажирский собрат Москвич-423Н
Автобусы ПАЗ-652 и РАФ-977Д
Вот снова 977 "рафик"
А это Opel Admiral. Автомобиль конечно старенький и даже скорее всего в другим мотором и коробкой, но вполне себе "живой".
И тут спокойное течение жизни прерывается воем сирен. По дороге едет небольшая колонна автомобилей. Первым идет ЗИС-110А, именно так обознчались медицинские автомобили.
За ним УАЗ-450А или санитарный фургон.
А замыкает колонну ГАЗ-22Д. Интересно, что записка у нее располагалась за левой задней дверью. Аналогичное решение потом будет применено на "черном докторе" ГАЗ-13С Чайка.
При этом сотрудники ОРУД перекрывают движение и нам показываю салон "буханки" в котором сидят облаченные в защитные костюмы люди. А между ними стоит гроб.
Колонна следует в крематорий.
Потом мы видим ГАЗ-21 Волга который паркуется на улице и из него выходят женщина и молодой мужчина. Они пытаются попасть на территорию крематория, но их не пускают. Отсюда можно сделать вывод, что это супруга покойного, и как выясняется позднее, ее сын.
Не совсем понятно почему автор повести и сценарист фильма решил все повернуть именно так, ведь родственники были изолированы на второй день, но это все же кино, пусть и не совсем художественное. Но, удивляет еще и тот факт, что бригада скорой помощи приезжает в московскую квартиру художника Колесникова, но при этом никто не едет в загородный дом. Кстати медики передвигаются на М-12Б ЗИМ и ГАЗ-22Д.
Один из врачей едет в мировому светиле, профессору что бы рассказать о сложившейся ситуации. Он тоже ездит на ГАЗ-21 Волга, причем судя по звезде на радиаторной решетке первых лет выпуска.
Вместе они принимают решение ввести строгий карантин и изолировать всех потенциальных контактёров. Кстати, согласно официальным данным, их было выявлено 9342 человека.
А мы переносимся на вечеринку. Как мы понимаем на ней присутствуют друзья художника. Которым сообщают о смерти друга.
Одна из гостей, Елка, говорит о том, что совсем недавно Колесников утвердил ее работы и она их отвезла в типографию. А значит она является потенциальным носителем инфекции. Как бы в подтверждении этого девушке становится плохо и ее увозит скорая.
А профессор срочно направляется в Кремль что бы сообщить правительству о создавшемся сложном положении. На самом деле через два дня, после того как лаборатория поверила наличие клеток оспы в крови пациентов Москва была закрыта полностью. Были отменены полеты самолетов, поезда и автобусное сообщение. Кстати мы можем увидеть Чайку ГАЗ-13.
Забавная деталь, нам вроде бы все время говорят об аэропорте Внуково, но на самом деле все съемки велись в Киеве и мы видим аэропорт Борисполь. На переднем плане стоят трапы разработанные на Харьковском авиационном заводе СПТ-104.
А в это родственники "нулевого" пациента уезжают из Москвы. Хорошо видна АЗС тех лет. А через проход грузовик ЗИЛ ММЗ-585.
Ну а тут снова "плохие" американцы, куда же без них то. Нам показывают рейс следующий в Париж на котором летит жуналист из США и который в срочно порядке развернули в Москву. На самом деле самолет из Парижа вернули с полдороги, но летел на нем гражданин СССР, друг Кокорекина. Ну а в фильме американец возмущен, что его сняли с рейса и помешали планам.
Сын и жена художника Колесникова продолжают удаляться от Москвы.
А поскольку супруге художника стало плохо, то они решают остановится в гостинице. И тем самым увеличивают риск заражения бОльшего количества народа. Вообще это выглядит, по крайней мере странно. Ведь контактеров общавшихся с первым носителем изолируют в первую очередь, это даже человек не имеющий медицинского образования отлично понимает. А тут как то все вяло. Больше того, видно же, что женщине плохо, но никто из людей и персонала гостиниц на нее внимания не обращает.
Но, наконец, "беглецов" находят. Мне вот интересно, а они сами не отдавали себе отчета в том, что уезжая из города могут стать причиной распространения болезни. И теперь придется изолировать всех, кто находится или находился в гостинице. Кстати мы вновь видим Волги ГАЗ-22Д и хорошо нам знакомый ЗИС-110А.
А в Москве начинаются проблемы. Что бы вакцинировать весь город нужны инъекции, а они закончились. И профессор который возглавил карантинные мероприятия ужасно обеспокоен этим. К тому же в Москве туман и самолеты не могут доставить вакцину в город. В кадре медицинский М-12Б ЗИМ. Тоже довольно странно. Отдавая приказ о поголоной вакцинации руководители мероприятий не отдавали себе отчета в том, что прививок на всех не хватит?
Это просто поливальые машины на базе ЗИЛ-164. Или правильнее будет их назвать "Поливально моечными" машинами, в данном случае это ПМ-10
Когда пилоты, на свой страх и риск, собираются лететь в Москву с вакцинами, то мы можем увидеть пассажирский самолет АН-10А. Он тут правда выступает в роли транспортника. Куда же без героизма? Кстати, насколько я знаю, это совершенно недопустимо и нарушает все существующие полетные нормы. Летать в туман, с нулевой вилимостью нельзя.
И вот снова Борисполь. На поле стоят аэродромная пожарная машина ПМЗ-15В (ААП-25) на базе ЗИЛ-157, УАЗ-450 и ГАЗ-69. Аэродромная машина имела отличия от городских версий "пожарок", был сокращен расчет до 6 человек и увеличен запас воды и системы для пенообразования. Их выпускали на Прилукском заводе противопожарного оборудования.
А вот это довольно интересные экземпляры поездов для аэропортов. Это модификации РАФ-980/979Д Рига и РАФ-980/979 Рига. Парковые автопоезда строились на базе моделей 977, правда первые версии были сделаны с использованием оперения РАФ-977В, а более поздние модификации уже на узлах и агрегатах РАФ-977Д, их на снимке две.
Вообще фильм оставляет довольно странное впечатление. Смотрите сами, семья нулевого пациента спокойно уезжает из Москвы. Контактировавшие с художником люди не изолируются сразу. Отличный пример артистка цирка, которая участвует в представлении. Ее отвезли на карантин по прошествии недели. Учитывая тот факт, что оспа передается воздушно-капельным путем и очень заразна.
В общем все закончилось хорошо. Но, фильм как раз демонстрирует полную не совершенность системы здравоохранения СССР. Люди спокойно перемещаются по стране. В цирке идут представления, хотя, по логике все должно быть закрыто. Вот еще один яркий пример. Сотрудник типографии женится. Врачи и милиционеры приезжают к нему домой а он с молодой женой собирается бежать от медиков. Какие свадьбы, если в городе объявлен карантин? Кстати едут жених с невестой на фаэтоне ЗИС-110Б.
Ну и в завершении немного о машинах в Москве. Вот грузовой троллейвоз СВАРЗ ТГ-3М они производились с 1964 года. Электрооборудование у него было от троллейбуса ЗИУ-5Д с мотором в 95 кВт. Был и бензиновый силовой агрегат мощностью 70 сил от ГАЗ-51 с его же коробкой передач, а вот мосты и колеса стояли от грузовика МАЗ-200.
Вот КАвЗ-651 построенный по образу и подобию ГЗА-651.
Тролейбус ЗИУ-5, наверное самый массовый городской транспорт времен СССР. Их сделали больше 16 тысяч экземпляров.
Вот РАФ-977Д, хорошо заметны окошки в крыше.
А вот это таллинский автобус TART TA-9, как он попал в Москву совершено не ясно.
В общем то фильм нельзя назвать удачным. Он не тянет ни на художественный, ни на документальный. Все герои почти безымянные, нет никакого действия. Даже карантинные мероприятия показаны как-то вскользь. Жаль, тема интересная и ее можно было преподнести в лучшем виде. Но, увы не смогли.