Субботняя тема на подумать и пообсуждать.
Моя последняя тема про «Искусство обмана» вызвала довольно жаркую дискуссию как в сетях, так и в оффлайн формате и волей-неволей мы пришли к обсуждению подделок и в известных брендах. Наверняка многие смотрели «Дом Гуччи» и в глубине души вместе с главной героиней искренне презирают факт существования «копий» известных брендов. Это обман, нарушение авторских прав, обесценивание оригинала. Говорю это со стороны художника, чьи картины периодически копируют и узнаю я об этом при самых неожиданных обстоятельствах.
Конечно, у этого есть обратная, позитивная сторона, подтверждающая высокое качество картины или интересный сюжет, что формирует желание ею обладать. И это так, если мы говорим об искусстве и НЕ так, если мы говорим о брендах.
Желание обладать сумкой Hermes или Louis Vuiton довольно далеко ушло от эстетики и красоты к жажде быть "клейменным привилегированностью".
Конечно, очень комично встретить на автобусной остановке девушку, стоимость настоящего «лука» которой превышает несколько миллионов. Это всегда видно не только по антуражу, но и по манере поведения, отношению к людям и образу жизни.
Подделка не скроет ни домашний маникюр, выполненный зубами, ни напуганный взгляд под томными нарощенными ресницами. Подделка даже не придаст уверенности в себе, ради которой, по сути, она и приобретается. Покупка подделки в целом является экспрессивной защитной реакцией на совершенно независимые обстоятельства во внешней среде.
Сразу оговорюсь - я не против брендов, я ПРОТИВ самоунижения, нарушения авторских прав и ЗА красоту.
И вроде бы все это понимают, признают, однако индустрия продолжает расти с такой скоростью, что совокупный доход от фальшивок во много раз превосходит доход от продажи оригиналов. Даже несмотря на юридическую поддержу, увеличение стоимости своей продукции и активную борьбу за авторство.
Так с чего же все началось? Снова во всем виноват XX век, или проблема уходит своими корнями в теорию эволюции и нашу природу?
Мое сегодняшнее путешествие будет активно перекликаться с искусством, поскольку именно оно тысячелетиями ложилось в основу градации на "красиво/не красиво"
История подделок. Проказник Микельанджело
История подделок насчитывает не одну тысячу лет. Причиной возникновения первых подделок стала религия, а точнее сопряженные с ней ритуалы. Первыми подобными предметами искусства становились статуэтки божеств, обереги. Практически любой успех в битвах, развитии цивилизаций, прогрессе, плодородии был в той или иной степени сопряжен с небольшим символическим предметом - статуэткой. Обладание оригиналом такого предмета было доступно не всем. Квалифицированные художники и ремесленники из Древнего Египта распространяли свои навыки в соседние страны, а позже и в Древнюю Грецию.
Древнегреческая культура и эстетика легла в основу Древнеримской. Задолго до формирования своего стиля, желание обладать оригиналами греческих скульптур подталкивало римлян к копированию с целью продажи. Однако, с приходом Варваров, а впоследствии и Ислама, бОльшая часть произведений искусства была уничтожена.
Их ценность вернулась только с приходом Христианства. И с этого момента религиозным стало все искусство. С VI-XIV века история практически не знает подделок, кроме редких случаев подделки мощей святых и церковных реликвий.
Ситуация в корне начала меняется с началом Эпохи Возрождения. С этого момента церковь перестала быть единственным заказчиком искусства и в моду снова вернулась античная эстетика. Обнаженная натура и мифические сюжеты стали регулярными и вошли в культуру, как базис. Копирование древнегреческих и древнеримских мастеров стало обязательным элементом обучения всех скульпторов и художников. Одним из самых выдающихся фактов станет история Микеланджело, скопировавшего античную статую в подарок кардиналу. Испытывая острую потребность в деньгах, великий мастер по молодости довольно часто подделывал скульптуры из мрамора, затем разбивал их и прятал. А впоследствии выдавал и продавал их как античные.
(Это в продолжение нашей с вами темы "Искусство обмана")
На самом деле реализацией продажи подделок не гнушались даже такие мастера, как Веласкес, Рафаэль, Ван Дейк, Эжен Делакруа. И хотя целью этого, как правило, был эпатаж, истории успешных продаж все больше подталкивали художников к подобным поступкам.
Без лоха и жизнь плоха
Следующим серьезным историческим фактом, укрепившим индустрию фальсификации стала мода на путешествия.
Ее ввели английские аристократы в начале XVIII века, а Италия стала одним из самых излюбленных направлений. Магнитиков и открыток еще не было, зато были предприимчивые местные художники, выдающие свои подделки за работы старых мастеров.
Расцвет туризма в Италии в конечном счете привел к промышленным масштабам создания подделок. С конца XIX века эта промышленность хорошо известна каждому из нас под словом "сувенир".
Туристы во все времена становились жертвами недобросовестных спекулянтов, до сих пор на улицах Италии можно встретить негров очень загорелых мужчин с продукцией известных брендов (*Сразу скажу, что за приобретение такой продукции наказание и уголовную ответственность несет тот, кто КУПИЛ, а не продал! Очень загорелые мужчины всегда работают в связке и под покровом местных карабинеров и штраф может в несколько раз превысить даже стоимость оригинала).
Но самых грандиозных масштабов индустрия подделок достигла конечно в XX веке. Как в искусстве, по причинам, описанным мной в статье "Искусство обмана", так и в моде.
Что такое Высокая мода?
Желание доминировать и отличаться вполне естественно для человека. Как и желание быть причастным к высшему обществу, власти, элите. Этому явлению лет не меньше, чем первой подделке палеолитической Венеры.
Во все времена способом выделиться из своего окружения было владение каким-то предметом, которого нет у другого. А соответственно, этот предмет должен был быть ограниченным или уникальным. Так мы с вами разбирали примеры с античными скульптурами.
Но картину Веласкеса на шею не повесить и ходить с Афродитой подмышкой не очень удобно. Соответственно возникла необходимость появления отличительных элементов, легко узнаваемых в любых обстоятельствах. Еще древние Майя меняли форму черепа, что сразу и легко идентифицировало в толпе, скажем, представителя власти или астронома. Некоторые азиатские страны меняли длину шеи. Да и в Древнем Египте, хоть фараоны и не гуляли по пустыне, их легко можно было отличить по одежде, макияжу и украшениям.
Во всех странах и на всех континентах были свои способы определения статуса. Эта историческая градация не столько носила принцип "богатый/бедный", сколько определяла порядок взаимодействия с незнакомым человеком. Точки на лбу, размер ступни, степень открытости лица, головной убор, и даже цвет одежды - все это было своеобразным клеше, характеристикой взглядов и отношения к религии и власти. Так, например, в XVI веке королева Елизавета запретила ношение одежды фиолетовых цветов всем, кто не является членом королевской семьи.
Однако, с веками начала уходить преемственность, а с развитием торговли и промышленности начали уходить и традиции. При этом - натуральные дорогие ткани, драгоценные камни и металлы по прежнему относили обладателя к привилегированному статусу. Все начало меняться с появлением "моды".
Само понятие "Мода" появилось только в XVII веке в борьбе трех стран - Испании, Италии и Франции. Однако, одержать победу удалось именно французским придворным. Язык, прически, одежды, манеры стали образцом для всех европейских стран, а впоследствии и в России. Причиной такого доминирования безусловно была политическая и экономическая ситуация.
Не сложно догадаться, что и Синдикат Высокой моды, как и первый Дом были созданы именно в Париже французским модельером английского происхождения Чарльзом Уортом в 1858 году.
Благодаря Уорту и его супруге появилась сезонность и показы. Он был первым, кто увидел в портном художника и ввел понятие "кутюрье".
С этого момента востребованность и спрос на индивидуальный поход начали рождать и предложения.
Синдикат Высокой моды, зародившийся во Франции до начала XXI века включал в себя только локальные Дома Моды.
Для получения звания Дома Высокой моды, надо иметь основное производство и бутики в Париже, чтобы юридически входить в ведомство французского Департамента промышленности. Количество служащих в Модном доме должно быть не меньше 15. К осенне-зимнему и весенне-летнему сезону два раза в год должны быть созданы коллекции: для каждого дефиле по 35 дневных и столько же вечерних моделей. При изготовлении нарядов обязательно применение ручного труда. Количество машинных швов не должно превышать 30 %.
Девукша на остановке с сумкой Louis Vuiton зевнула и заскучала. Так что давайте скорее переходить к подделкам с Садовода и Дубровки!
Искаженное представление об «избранности»
Итак, мы уже знаем, что во всем виноваты французы и вплоть до 2001 года в "профсоюз" Высокой моды входили только французские бренды.
Именно создание Синдиката по мнению Уорта защищала одежду "от кутюр" от подделок и сохраняло авторские права. Ведь ручной шов довольно энергозатратное производство, которое не даст злодеям озолотиться на подделках. А коли Дом моды был готов к таким правилам, то можно было его и включить в Синдикат.
Альтернативой Высокой моде стало понятие Прет-а-портье (Готовое платье). Это явление появилось еще раньше Синдиката, в начале XIX века, правда тоже во Франции.
В послевоенное время начали активно появляться магазины, предлагающие качественную одежду всем, кто был готов за это платить. Входившая в тот момент в состав Синдиката Габриэль Шанель была активной сторонницей "выпустить Высокую моду на улицу" и в 1955 передала авторские права промышленной корпорации на тиражирование своей продукции по всему миру. Почти сразу Пьер Карден последовал ее примеру, за что был изгнан из Синдиката.
Однако, уже к 1960 году почти все Дома моды последовали их примеру и прет-а-портье стало отдельным независимым направлением. Совсем скоро почти все молодые французские модельеры и дизайнеры начали ставить свои "лейблы" на одежду, приравнивая свои изделия к продукции "от-кутюр". Этот факт и лег в основу активному развитию индустрии подделок.
Целью этой идеи были разумеется деньги, которые было необходимо привлечь в качестве инвестиций в Парижскую моду. Пьером Карденом было создано понятие "полу-кутюр", которое с радостью подхватили дизайнеры со всего мира, и уже к 1980 году прет-а-портье пополнилось целой группой новых членов. В их число вошли Армани, Версаче, Кензо, Гуччи, Ральф Лорен, Кевин Кляйн и Донна Каран.
Демократическое общество XXI века и скорость перераспределения финансов сыграло не на руку как Высокой моде, так и Прет-а-портье и производители сначала были вынуждены создать более экономичные «гибридные» линии продукции, направленные на дальнейшую демократизацию сегмента "Люкс", а впоследствии и вовсе вынести производство своей продукции за пределы своих стран в Азию.
С этого момента контроль за производством стал еще сложнее, ведь те же китайцы получили не просто возможность создавать оригиналы продукции, но и зарабатывать на подделках из оригинальных материалов!
Что уж говорить о ненатуральных материалах и лекалах, которые не видно невооруженным глазом.
Вот так за 5 минут мы скатились от овальной формы черепа, украшенной золотой тиарой с рубинами к вискозному шарфику с надписью Hermes.
Весь ужас этой истории даже не только в том, что подделки - это плохо, а в том, что продукция настолько перемешалась, что отличить оригинал от копии класса ААА уже практически невозможно даже эксперту. Да и более того, такими копиями кишат не только Садовод и Дубровка, они прочно засели и в отечественных фирменных магазинах класса "Люкс", аутлетах и интернет-магазинах.
А вот теперь если отодвинуться от этого крохотного шарика наших дней и заглянуть в будущее - а будет ли через 300-500 лет иметь значение оригиналом или подделкой класса ААА являлась сумка Шанель, найденная при раскопках? А главное, при таком бесчисленном изобилии - станет ли она ценным артефактом?
Или все же я права, и "клеймо привилегированности" является не больше, чем сиюминутной слабостью в попытке заглушить боль от чего-то намного более важного...
Друзья, покупайте то, что вам нравится, идет, подходит в независимости от надписи на этом. Будь то именитый бренд или красивая безымянная побрякушка. Избегайте подделок даже в такой мелочи, как сумки или бижутерии. Мода и красота - намного более обширное понятие, которое идет изнутри человека! Создание своего уникального облика - это большая работа, которая начинается в душе, а не на сайте интернет магазина. Собирайте себя по небольшим кусочкам, аккуратно отслеживая качество каждого маленького элемента. Будь то еда, информация, книга, дом, свое окружение - все это часть каждого из нас. И в этих частях нет места ПОДДЕЛКАМ!