Бавария вступила в Германскую войну 11 мая 1866 года с подписанием Людвига приказа о мобилизации. В этот момент король находится в меланхоличном настроении, не разделяя первичного восторга, сопровождающего военные конфликты в самом начале. Он постепенно дистанцируется от общественности. Руководство армией Людвиг поручает своим министрам, а сам удаляется в замок Берг, оттуда король отправляется в Швейцарию, где 22 мая посещает Рихарда Вагнера в Люцерне. Нагрянув с визитом к старому другу, баварский правитель пребывает в пессимистичном состоянии, рассуждая об отречении. Композитор убеждает монарха не совершать опрометчивых поступков и вернуться в Мюнхен, чтобы быть ближе к своему народу.
Да и ситуация для Баварии, на самом деле, складывалась не очень. Следуя союзным договоренностям, баварцы вляпались в заведомо гиблое дело. Пруссию, помимо мелких германских герцогств поддержала Италия, которая, к тому времени отчаянно нуждалась в хорошей войнушке с австрийцами, чтобы отбить свои территории, оккупированные Габсбургами.
Противоречия Пруссии и Австрии сосредотачивались вокруг устройства «лоскутного одеяла» Германии (если любите истории про одеяла, то порекомендую эту статью к прочтению). Австрию вполне устраивал статус-кво, где она была ведущим государством в Германской конфедерации. Пруссии очень не нравилось слово «конфедерация» и собственная роль в интеграционном объединении. Прусский истеблишмент желал реорганизовать конфедерацию в союз с федеративным устройством, где Пруссия и Австрия могли бы сравняться в правах.
Немецкая война началась вторжением прусских войск в Саксонию и Богемию. Австрия, вынужденная сражаться на два фронта, не могла должным образом оказывать сопротивление в первые недели войны. Первые крупные сражения не принесли ничего хорошего для Габсбургов, впрочем, как и все остальные. Пруссия практиковала идею концентрированного наступления, отрезая противнику возможности к эффективному соединению и обороне. В результате успешных маневров, пруссакам удалось помешать объединиться австрийско-саксонским войскам с баварским корпусом в решающей битве при Кеннигреце. Пруссаки на начало сражения имели небольшое численное превосходство над противником и значительное преимущество в подготовке и вооружении. Закономерный исход – разгром австрийцев и переговоры о мире.
Через три месяца после путешествия Людвига в Люцерн, Германская война заканчивается победой Пруссии. Так как Бавария выступала союзником Австрии в противостоянии, по итогам мирного соглашения, на нее налагались контрибуции в размере 30 миллионов флоринов, на самом деле, не особо то и крупная сумма для страны, проигравшей в войне. Наряду с этим, королевству пришлось сделать небольшие территориальные уступки в пользу Пруссии. Хотелось бы заметить, что Людвиг очень вовремя «отошел от дел», вручив командование министрам. После войны гнев общественности обрушился именно на правительство, но помимо неумелого руководства войсками, в баварской армии было предостаточно других проблем, связанных со снабжением и организацией.
Теперь Пруссия играла первую скрипку в Германском союзе, подведя под это дело юридические основания. На самом деле, после сражения при Кеннигреце, перед прусским королем возникла дилемма: захватить Вену или же начать переговоры о мире. Бисмарк, осознавая возможные политические последствия, которые могут обрушиться на Пруссию в рамках Венской системы международных отношений (изгнав Наполеона, страны собрались в Вене и порешили, что теперь во внешней политике европейских держав будет господствовать «баланс сил»), посоветовал королю не брать слишком много на себя и заключить быстрый мир с противником. После Германской войны, австрийское влияние было сведено к минимуму, а все командные штабы государств, входящих в Северогерманский союз, обязывались подчиняться верховному командованию Пруссии. Это была, своего рода мышеловка, существенно ограничивающая дипломатическое пространство членов союза.
Осознавая внешнеполитическую недееспособность своего королевства, Людвиг пытается разобраться во внутренней политике, взяв курс на защиту собственного суверенитета. После войны король меняет непопулярного министра Людвига фон дер Пфордтена на Хлодвига Карла Виктора, который хоть и был сторонником внешнеполитической позиции Пруссии, но выступал против потери Баварией суверенитета и ограничения полномочий короля. Так же показателен случай, когда патриотическая антипрусская партия заняла большинство мест в баварском Парламенте, король раздал министерские портфели национально-либеральным и пропрусским кандидатам. Даже несмотря на то, что позиция патриотов была Людвигу ближе по духу, он не мог позволить Парламенту доминировать в политической повестке королевства.
Людвиг Виттельсбах все больше дистанцировался от общественности и почти не бывал в столице. Он проводил много времени в своих замках, королевских виллах, ходил в походы. Складывалось впечатление, что король абстрагируется от мира реального, предаваясь фантазиям и размышлениям. При этом, несмотря на физическое отсутствие в Мюнхене, ему удавалось добросовестно исполнять свои обязанности. Рядом с королем всегда находился секретарь кабинета министров, через которого согласовывались все законодательные инициативы с монархом. Все запросы и документы, доходившие до короля, возвращались снабженные подписями, либо примечаниями или рекомендациями. Людвиг всегда лично рассматривал вопросы парламентских и министерских назначений, а также просьбы о помиловании.
Как в будущем покажет история, это было далеко не последнее и не окончательное затворничество короля. Пока еще его можно было выманить государственными делами или, например, возможностью помолвки (об этом будет наша следующая статья).
Дорогие Читатели, если вас заинтересовала данная статья, то рекомендую ознакомиться с предыдущими работами про Людвига II:
Детство сказочного короля
Знакомство и дружба Людвига с Рихардом Вагнером
Благодарю вас за прочтение статьи. Если узнали для себя что-то новое в процессе, обязательно ставьте лайки и подписывайтесь! Это очень поможет каналу в развитии!