Найти в Дзене
Вечером у Натали

"Право на жизнь" (Глава 4)

Айша ещё сомневалась – шутит ли тётка? Бывало за ней такое – ляпнет что-нибудь – хоть стой, хоть падай. Закрутилась с детьми, всякое бывает. Но, чтоб всерьёз про такое? Нет. Не может быть.

И она даже улыбнулась в ответ дурашливо, типа: поняла юмор. Но тётка смотрела серьёзно. Глаза жёсткие, без тени надежды.

Жалость? Нет у неё больше жалости. Даже к этой девочке, которую вырастила, как свою родную дочь. Разве Нуржамал ей мать? Та укатила в Бишкек только ручкой помахала. Видите ли, образованная! Недосуг ей детские попки мыть, да сопли вытирать. Это ведь не литература и не математика. Она, Умсун тоже могла бы так… Да вот попался ей Искандер. Прицепился – не оторвёшь. Уступила ему. Попробуй – не уступи! Сказал: добром не выйдешь за меня – украду! И пошла, а, между прочим, она, Умсун не плохо рисовала! Учитель по рисованию так и говорил – у тебя, Умсун талант! Вот так-то! Весь талант ушёл на мужа и детей. Да ещё на свекровь! Рожала, кормила, сносила побои и попрёки – всё по воле Аллаха! Зубов, вон, почти, не осталось! А ведь ей всего тридцать пять. И что она нажила за эти годы? Вдова, выводок детей, больная свекровь, огромный долг, да вот ещё племяшка с наивными глазёнками – ждёт, что весь мир упадёт к её ногам. Чудачка! Впрочем, все девушки в семнадцать лет одинаковы. В институт она собралась! Ишь, ты! На какие же это шиши, хотелось бы знать? Жалость? А кто пожалеет её, Умсун? Кто? Государство? Уй-булеге кемек в 500 сом – вот и вся государственная жалость! На пятерых — это будет две с половиной тысячи сом, да пенсия бабушки Толгонай 6 тысяч сом. Вот и весь доход.

Прожиточный минимум в Киргизии составляет 5840 сом.
Уй-булеге кемек – пособие на ребёнка от 3-х до 16 лет.
К настоящему моменту истории основная функция государства во всех странах мира заключается в решении социальных проблем общества: обеспечение детей, стариков, развитие сферы образования и медицины. Только для этого людям и нужно государство.

С зарплатой Искандера семье ещё как-то удавалось свести концы с концами. Но теперь, когда его не стало, пришлось влезть в кредит: детей снарядить в школу - дорого, одежда, обувь - всё дорого! А тут ещё спину прихватило – лекарства, уколы, дарыгерге белек. Без кредита не обойтись. А чем его отдавать? Умсун уже всю голову сломала, ночами не спит.

Дарыгерге белек – подарок врачу.

Но сам Аллах послал решение всех проблем - на рынке повстречался Борончу-агай – дедушка молодого начальника полиции. Поздоровались, о погоде поговорили, о ценах, и тут он возьми, да и спроси:

- Что, Байбиче-Умсун, ваша племянница заканчивает школу?

- Да, Борончу-агай в этом году экзамены, - важно кивнула Умсун, польщённая тем, что Борончу-агай назвал её Байбиче. Хотя какая она Байбиче с дырой в кармане? А всё ж приятно!

Байбиче – обращение к знатной женщине.

- Красивая девушка, - похвалил Борончу-агай, - мой внук как раз ищет себе невесту. За порядочную девушку, да с аттестатом Батырбек хороший калым даст.

Так и сказал!

И теперь Умсун говорила с Айшой по-взрослому. Образование — это, конечно, хорошо. Права женщин - хорошо! Но мы не в СССР! Образование денег стоит, а где их взять? Кто будет тебя кормить пока ты будешь учиться, а? Да и нельзя же быть эгоисткой, в конце-то концов! Не гневи Аллаха, девочка! Надо думать, о семье, а не о себе! Вон у тебя три младших братика и две сестрёнки. Да старая бабушка.

- Ты о них подумай! – наседала тётка.

Айша упиралась, как могла. Но все её аргументы выглядели бледно среди пёстрых тёткиных речей, а тут ещё и бабушка подключилась. В конце концов доведённая до слёз Айша схватила телефон и выскочила вон из дому.

Связь возле дома была плохая и она побежала на холм. И пытаясь унять дрожь в руках, стала набирать мамин номер. Кажется, целую вечность слушала протяжные гудки. Наконец, мамин голос сказал издалека:

- Алло, дочка, алло!

- Мама, - прошептала Айша, горький комок сдавил горло. Так захотелось, как в детстве, уткнуться лицом в мамины колени, да и утопить своё горе в слезах.

- Ой, доченька, прости. Я сейчас не могу говорить. Я улетаю. В Хьюстон. Не успела тебе рассказать. Мой проект по переводу американских писателей на киргизский язык стал лауреатом конкурса «Мультикультурная среда» Всё так неожиданно. Я сама в шоке, - счастливый мамин смех, - Извини. Я правда счастлива! Целый год буду жить в Америке. Всё включено. Да… И может быть ты ко мне приедешь… Мы ещё подумаем, как это организовать. В общем, Айша, не скучай! Всё пока-пока. У меня самолёт.

Короткие гудки посыпались из динамика телефона.

У-у-у-у.

- Ууууу – где-то завыла собака, а может и волк. Волки по весне обнаглели и подходили совсем близко к человеческому жилью. Раньше их отпугивали чабаны, теперь и чабанов-то почти не осталось.

-Ууууххх, - ухнул, спустившийся с гор ветер.

Мама летит в Хьюстон. Это хорошо. Даже отлично! Айша рада за маму! Она достойна самого лучшего! Будет переводить Хемингуэя для киргизских школьников – ну, здорово ведь! Молодец, мама! От чего же ей так хочется завыть, как той волчице?

Через пару недель, Айша писала ОРТ – общереспубликанское тестирование. Рассчитывала набрать, как минимум, 200 баллов. Тогда у неё будет право на бюджетное место в ВУЗе, а значит будет и право на отсрочку от замужества. Но в день экзамена Аллах отвернулся от неё – подвела математика и вместо 200 набралось лишь жалких 150 баллов. С другими предметами вышло нормально, а вот математику не вытянула.

Значит опять тётка возьмётся её пилить. Даже домой возвращаться не хотелось. Решила погулять по городу. Денёк майский, такой погожий, лёгкий ветерок шелестит молодой листвой, птички пищат – в такой день кажется, что всё должно наладиться, само собой. Шла Айша по улице без особой цели. Просто шла и даже не сразу заметила полицейский автомобиль, ползущий за ней следом и взгляд острый, как нож прямо в спину ей тычет. А заметила – тут же свернула в переулок и понеслась, куда глаза глядят. Позади взвизгнули тормоза, видимо автомобиль чуть не сбил кого-то на повороте. Оглядываться не стала, заскочила в какой-то подъезд, затаилась мышью.

Через некоторое время вверху хлопнула дверь и послышались шаги. Кто-то спускался вниз.

(Продолжение следует) - здесь!

Иллюстрация - картина называется "Кыргызка" Художник Айыл Алакунов.

Начало истории - тут! 2 глава, 3 глава

Спасибо за внимание, уважаемый читатель!