Найти тему

Тирасполь, Одесса, Николаев, Симферополь - как архитектор Франц де Волан объединил эти города

ТИРАСПОЛЬ. БЮСТ ФРАНЦА ДЕ ВОЛАНА. ФОТО: ЦАРЬГРАД МОЛДАВИЯ
ТИРАСПОЛЬ. БЮСТ ФРАНЦА ДЕ ВОЛАНА. ФОТО: ЦАРЬГРАД МОЛДАВИЯ

В центре Тирасполя в память о наследии этого выдающего инженера установлен бронзовый бюст. По его планам также строились Вознесенск, Новочеркасск, Овидиополь, Григориополь и ряд значимых для России каналов и дорог. Его имя заслуженно стоит в одном ряду с такими выдающимися личностями как Григорий Потемкин, Эммануил Ришелье, Иосиф Дерибас.

По рождению Франц де Волан голландец. Он появился на свет 20 сентября 1752 года в Антверпене, в семье подполковника голландской армии. С инженерным делом он познакомился в голландских селениях Северной Америки, где принимал участие в строительстве укреплений в период колониальных войн с Англией.

Память о нем увековечена в Тирасполе. Его именем назван сквер в центре Екатерининского парка и установлен бронзовый бюст.

Инженер по призванию

На службе в голландской Гвиане молодой Франц занимался топографическими исследованиями и составлением карт. На родине он был одним из составителей атласа юго-восточной части Нидерландов.

В 1787 году поступил на русскую службу в звании инженер-майора. Год спустя был переведен на юг в армию Григория Потемкина, воевавшую с турками. Вместе с ней де Волан участвовал в осаде Бендер, а затем в штурме Измаила вместе с Суворовым.

Признание по заслугам

Григорий Потемкин, убедившись в недюжем таланте перспективного молодого инженера, в 1789 году лично ходатайствовал о его вызове из Петербурга в свою ставку на Днестре. Возможность проявить себя у де Волана появилась совсем скоро: он проводит разведку Бендерской крепости, изучает турецкие укрепления у Рымника и Хаджибея. Кроме того, инженер участвует в Каушанском сражении, в штурме Паланки и Аккермана.

Уже в следующем году ему было доверено строительство осадочных батарей при взятии Измаила, также он принимал личное участие в прославленном штурме этой крепости 24 декабря. Сразу же де Волан снова проявил свой опыт и знания, выполняя поручение по обследованию перешедших под контроль России земель и составлению топографического атласа Очаковского края.

Сразу же после окончания войны ему было поручено обследовать земли, отвоеванные у турок, составить топографические планы Очаковского края, называемого тогда земля Эдисан.

Именно в этом проекте де Волан предложил построить на Днестре крепость Ренисполь (ныне Тирасполь), наряду с еще тремя крепостями: Аджидер (Овидиополь), Хаджибей (Одесса), а также крепость на Кинбурнской косе (напротив Очакова).

Также он запланировал основать ряд селений, среди которых значится и нынешний приднестровской город Григориополь. Он предназначался для приюта 600 армянских семей – беженцев из турецкой Бессарабии.

Тирасполь – это крепость

К тому времени по реке Днестр, согласно условиям Ясского мирного договора,  пролегла новая граница Российской Империи с Турцией. По первым выводам екатеринославского губернатора Василия Каховского, несмотря на соглашение, обстановка в крае оставалась напряженной. Именно поэтому было решено укрепить оборонный потенциал крепостью на Днестре, которая получила название Срединной.

В связи с этим Екатерина II своим рескриптом призывает Александра Суворова с поручением разработать инженерный план. Вместе с великим генералиссимусом для ее возведения прибывает сюда и де Волан. Изучая место будущего строительства, инженер объездил всю окрестную местность вдоль и поперек, изучив рельеф, дороги и селения. Все это он подробно нанес на карту с указанием рек, балок, сел и их названий. Кстати, сохранившийся по сей день, этот документ – отличный источник для изучения приднестровской истории.

По задумке, Срединная крепость должна была стать не только оборонительным сооружением, но также и крупным центром снабжения – местом хранения боеприпасов и продовольствия. Таким образом, она приобретала стратегическое значение в будущих военных операциях.

А уж при крепости де Воланом предлагалось строительство и городка Ренисполь, но получившего название на греческий манер – Тирасполь (Тирас – античное название Днестра, полис – город). Слободка должно было располагаться по обеим сторонам от крепости на месте поселения Суклея. На тот момент это было даже не село, а некий лагерь местных кочевников, ставший из-за удобного расположения постоянным.

Как де Волан поспорил с Суворовым

Когда  да Волан показал проект крепости Суворову тот не со всеми деталями проекта был согласен. Главное, его не устраивало место возведения укрепления.

По задумке де Волана, цитадель должна была располагаться в устье реки Ботны, чтобы активно противостоять Бендерской крепости, находящейся на противоположном берегу под контролем турецкой армии.

Но позже выяснилась, что этот тихий неприметный ручеек весной в половодье мог превращаться в настоящее стихийное бедствие.  А постоянная сырость и насекомые могли повредить здоровью солдат.

Это послужило причиной того, что Суворов решение перенести строительство на три километра вниз по течению. Это вызвали горячие возражения де Волана, который руководствовался инженерными и фортификационными соображениями. Но все-таки аргументы Суворова он переосмыслил и принял. Поэтому Тирасполь появился именно там, где он сейчас находится.  Хотя он имел шанс находиться на месте нынешнего села Терновка. В итоге, план крепости на Днестре был одобрен на высочайшем уровне.

Высочайшая благодарность

При строительстве пришлось преодолеть немало трудностей. Например, задерживалось государственное финансирование. Поэтому Суворову даже пришлось продать часть своих имений, чтобы не прерывать работы. Императрица, узнав об этом, с благодарность компенсировала полководцу понесенные затраты.

Строительство было завершено к концу 1795 году. Этот факт был отмечен Екатериной II в специальном рескрипте, где были признаны заслуги де Волана.

– Инженер-полковнику Де-Волану, котораго неутомимою деятельностию и расторопностью все производимыя в ведомстве нашем многочисленные работы и строения производятся в исполнение с желаемым успехом, всемилостивеше жалуем ему в уважение трудов, им подъемлемых, и немалых издержек, которыя он по должности своей обязан делать, десять тысяч рублей единовременно и по сто рублей на месяц столовых денег из сумм ведомства вашего», – говорилось в документе.

В пересчете на нынешние деньги, де Волан получил премию почти в 6 млн нынешних рублей России, а также и ежемесячное жалование, предоставленное императрицей в благодарность. Оно соответствовало примерно 60 тысячам современных рублей.

Уже совсем скоро городок при крепости начал активно заселяться и расти. Процветала торговля с турками. Русская сторона предлагала выделанные меха, канатные изделия, деготь, полотно. Турецкая поставляла кофе, ленты, молдавские вина.

В подсобных хозяйствах местные жители разводили много овец, высаживали вдоль берега реки виноградники и фруктовые сады. Развивалась торговля и в Григориополе, получившего свое название от двух Григориев – Потемкина и всеармянского просветителя Григория.

Благодарные потомки

После окончанию службы, Франца де Волана перевели в Санкт-Петербург, где он принимал участие над проектированием главных русских водных и сухопутных магистралей вплоть до своей смерти.

Скончался выдающийся инженер 30 ноября 1818 года в  Санкт-Петербурге и был похоронен на лютеранском кладбище. Потомками высоко был оценен редкий талант и самоотверженный труд Франца де Волана, а так же его огромная роль в истории России – развития ее инфраструктуры и обороноспособности. Историческая часть многих современных годородов выглядит так. как задумывал этот выдающийся инженер, в том числк Тирасполь.

Память о нем увековечена в приднестровской столице – именем Де Волана назван сквер в центре Екатерининского парка и установлен бронзовый бюст.