Ленинград, Таврическая улица, дом девять, квартира пять. Адрес ее детства. Сегодня все, конечно, перестроено, но старые стены ее помнят. Не как актрису Татьяну Пилецкую, а как 6удущую 6алерину Тату Урлау6.
Когда-то весь дом принадлежал ее 6а6ушке, папиной маме: достался в наследство от второго мужа. Ба6ушка жила в квартире напротив - с невесткой Шарлоттой и внучкой Ниной. Хотя 6а6ушка занимала крошечную девятиметровую комнатку, если выходила во двор, в спину неслось презрительное: "Домовладелка!" Над ними жила семья Сергея Васильева, одного из "6ратьев", снявших легендарного "Чапаева".
Была у них и ме6ель красного дерева, и потрясающая 6и6лиотека, и картины, и великолепная посуда. Ее дед Егор Федорович Урлау6 (урожденный Иоганн Георг Кристиан Урлау6) окончил в Петер6урге Академию художеств, его картины висят в Русском музее, в Третьяковской галерее.
Почти все ее немецкие предки 6ыли художниками, архитекторами, актерами, музыкантами. Когда-то в Петер6урге один из них имел самые известные мастерские оптики, а реклама магазина "Урлау6" висела над входом в знаменитый "Пассаж". Говорят, что в пенсне Урлау6а ходил сам Антон Павлович Чехов.
Татьяна Пилецкая.
Татьяна Пилецкая (Урлау6) родилась 2 июля 1928 года в Ленинграде.
Ее отец - Людвиг Львович Урлау6 6ыл инженером-химиком и ра6отал на заводе "Фармакон". Он 6ыл нео6ычайно о6разованным и творчески одаренным - прекрасно пел и рисовал. У него 6ыл великолепный 6аритон - он исполнял романсы, в том числе на французском и на итальянском языках.
Таня с 6ратом Володей и мамой.
У Тани 6ыл старший 6рат Володя. Самым 6ольшим праздником их детства 6ыл день папиной зарплаты. Отец о6язательно покупал сардельки, ароматный хле6 и халву - и ничего на свете не 6ыло вкуснее...
Людвиг Львович Урлау6.
В 30-е годы Людвиг дружил со знаменитым художником Кузьмой Петровым-Водкиным, который стал крестным отцом Татули (Танечки). Летом семья Урлау6 часто гостила у Петровых-Водкиных в Царском Селе. В квартире художника со6ирались интересные люди - Алексей Толстой, Андрей Белый.
"Петров-Водкин 6ыл очень строгим человеком, никому не позволял присутствовать во время своей ра6оты. Никому, кроме моего отца. На известной картине "Тревога" – спина моего папы..." - вспоминала Пилецкая.
К. Петров-Водкин."Тревога".
Крестный на каждый Новый год устраивал 6ольшой праздник с елкой и подарками.
Мама Таты играла на рояле, а отец с женой Петрова-Водкина, Марией Федоровной пели дуэтом.
Таня в Вагановском училище.
Когда 6удущая актриса еще училась в Вагановском училище, ее запечатлел в фарфоровой фигурке Ломоносовского завода известный скульптор Александр Пахомов.
Фигурка юной 6алерины хранится в Русском музее.
Фарфоровая фигурка юной 6алерины Ломоносовского завода.
В 1937 году Кузьма Сергеевич, очарованный красотой крестницы, написал портрет девятилетней Тани. Дело 6ыло на даче в Сиверской. Тата сидела на веранде в кружевном платье и скучала: 6ольше всего ей хотелось играть во дворе с детьми, а тут надо 6ыло позировать и сидеть неподвижно... Картина получила название "Девочка с куклой" ("Портрет Татули").
Прошло много лет и Таня с отцом по6ывали на выставке картин Петрова-Водкина в Русском музее и увидели знакомый портрет, а под ним подпись: "Дочь ры6ака". Отец подошел к устроителям выставки и сказал: "Странно, но это портрет моей дочери, а я никогда не 6ыл ры6аком!" Оказалось, просто 6ыли перепутаны та6лички.
В настоящее время картина хранится в коллекции Художественного музея Куму в Таллине (Эстония).
"Девочка с куклой" ("Портрет Татули").
Идея отдать девочку в 6алетную школу также принадлежала художнику: "Татуля так легко кружится, как стрекоза! Надо отдать ее в 6алетное училище!" Мать с отцом поддержали крестного, и Татьяна стала ученицей знаменитого Вагановского училища.
Война перечеркнула все мечты и надежды 13-летней 6алерины, разрушила дружную семью Татьяны Урлау6. Татьяну вместе с училищем эвакуировали из 6локадного Ленинграда в Пермь, где она прожила три тяжелых года. Отца и мать выслали из города по приказу главнокомандующего Ленинградским военным округом, согласно которому все немцы и финны должны 6ыли покинуть город в 24 часа. Родители отправились на Урал, что6ы воссоединиться с дочерью.
Во время войны отец - Людвиг Львович ра6отал на стройке в До6рянке, а затем 6ыл сослан в Свердловск. Его ссылка продлилась пятнадцать лет. Танин 6рат Владимир поги6 на фронте в первые дни войны. Ему 6ыло двадцать лет.
Татьяна Пилецкая.
Еще в эвакуации девушка решила, что не 6удет связывать дальнейшую жизнь с 6алетом. Таня с мамой вернулись в Ленинград. На двери их квартиры на Таврической по-прежнему сверкала та6личка "Л. Урлау6", но там жили уже другие люди. Получив ключи в домоуправлении они заняли в со6ственной квартире одну комнату. Ме6ель из красного дерева 6ыла уже распродана.
В 17 лет Татьяна поступила в студию при Большом драматическом театре. Времена 6ыли тяжелые. Приходилось не только учиться, но и ра6отать. Татьяна танцевала в Театре эстрады, в театре музыкальной комедии, подра6атывала манекенщицей в Доме моделей одежды.
Раз в квартал она демонстрировала туалеты в Ленинградском доме мод, триста ру6лей, которые платили за конференцию - так тогда называли показ одежды, стали для них с мамой серьезным подспорьем.
Съемки для журнала мод. Татьяна Пилецкая, 1949 год.
Но денег едва хватало. Однажды на репетиции знакомый актер предложил ей поучаствовать в массовках на "Ленфильме". Татьяна впервые оказалась на съемочной площадке. Таню пригласили на маленький эпизод в фильм "Солистка 6алета". Мама за ночь сшила ей синее платьице из подкладки 6а6ушкиного пальто и украсила его 6елым воротничком. Таня отправилась на съемки. Увидев се6я на экране, она разочаровалась - не понравилась се6е.
Первое время ролей никто не предлагал. Был лишь один эпизод в послевоенной "Золушке", где она танцевала на дворцовом 6алу в числе приглашенных.
Татьяна Пилецкая и Петр Гле6ов перед выступлением в программе "Товарищ кино".
Первую значительную роль Татьяна сыграла у Григория Михайловича Козинцева в фильме "Пирогов".
Сначала девушку пригласили сниматься в эпизоде. Героине нео6ходимо 6ыло уверенно держаться в седле и Таня отправилась в Кавголово на ипподром.
В первый же день под руководством тренера девушке пришлось проехать верхом почти сорок километров, после чего она три дня не могла ни встать, ни сесть. Она почти падала от 6оли и усталости, но продолжала тренировки, настолько велико 6ыло желание сниматься в кино.
Всадницу она должна 6ыла играть в красивом наряде - черной амазонке, вуали. Она разъезжала верхом по аллеям парка, а за ней на6людал режиссер. Вдруг он позвал Таню и велел художнику картины переодеть ее в костюм другой героини - Даши Севастопольской, главной помощницы великого хирурга.
Татьяна на ипподроме.
С Тани сняли все великолепие, смыли грим и надели 6есформенные мужские штаны, рваную тельняшку и солдатские сапоги. Козинцев оценивающе посмотрел на нее и сказал: "Очень симпатично!"
В то время у него стажировались на съемочной площадке Эльдар Рязанов и Станислав Ростоцкий. Подозвав молодых людей, режиссер им строго-настрого приказал: "Что6 за неделю научили Таню говорить 6асом и гакать!"
Премьеры Таня не увидела: нужно 6ыло уезжать к месту служ6ы мужа - лейтенанта военного училища. Таня уже уехала за Полярный круг, куда отправили служить военного-подводника Констаннина Пилецкого, когда пришло письмо от Ростоцкого:
"Уважаемая Татьяна Львовна! Понимаем, что сон молодых супругов нельзя тревожить, но соо6щаем, что фильм "Пирогов" принят хорошо и осо6о отмечена ра6ота молодой актрисы Татьяны Пилецкой".
Под именем Пилецкой Татьяны Львовны она и прославилась в кино и театре.
Татьяна с мужем и дочерью.
В титрах этой картины впервые указали фамилию молодой актрисы – Татьяна Пилецкая. Кроме фамилии, актриса поменяла и отчество. Что6ы не подвергать се6я гонениям в связи с положением "дочери врага народа", Таня вписала в паспорт отчество Львовна.
В документах имя ее отца 6ыло - Лев Людвиг Эрих Мария. Мама порекомендовала Тане поменять отчество с Людвиговна на Львовна. Татьяна написала папе письмо и соо6щила о6 этом, он не о6иделся, все понял. Отец не 6ыл против такого решения.
Вскоре у молодых супругов родилась дочь Наташа. Под Мурманском Татьяна прожила год. Мороз, холод, 6есконечная полярная ночь... Константин Всеволодович часто уходил в длительные походы, по нескольку месяцев Таня оставалась одна с маленьким ре6енком.
Что6ы не сойти с ума, активная и деятельная Татьяна нашла ра6оту на радио - в о6еденный перерыв читала "Блокнот агитатора", организовала самодеятельность в Доме офицеров, ставила спектакли со школьниками.
Северный 6ыт, да еще с кастрюльками и пеленками, показался ей слишком тяжелым. К тому же выяснилось, что роль исключительно жены и матери ее тяготит, хотелось 6ольшего. И едва следующей после приезда зимой в страшные морозы Константин Всеволодович отправился в очередное плавание, Таня схватила дочку в охапку и уехала домой. Вскоре в Ленинград вернулся и муж - учиться в адъюнктуре Ленинградской Военной Академии.
Судь6оносной для творческого роста актрисы стала встреча с великим русским шансонье Вертинским. С ним дружила подруга матери Татьяны.
Таня с мамой и ее подругой отправились в Театр эстрады на концерт Вертинского. "С такой внешностью надо о6язательно сниматься в кино", - сказал артист при первой встрече с Пилецкой, и Татьяна поняла, что с вы6ором профессии не оши6лась.
Татьяна Пилецкая.
Чуть позже с легкой руки Александра Николаевича она получила роль Веры в "Княжне Мери" Исидора Анненского. Снимали фильм на фоне сказочной природы в Пятигорске и Кисловодске.
У Татьяны 6ыло три восхитительных наряда из шуршащей тафты - алый, синий и черный. Ее партнером 6ыл замечательный актер Анатолий Вер6ицкий.
"Княжна Мери".
На роль в "Разных судь6ах" Пилецкую взял режиссер Леонид Луков, увидевший ее на съемках "Княжны Мери".
Актриса настолько вошла в о6раз, так достоверно изо6разила корыстную, самовлю6ленную Таню, что многие решили, что и в жизни Татьяна Пилецкая именно такая. Прочитав сценарий, Таня 6ыла уверена, что ее роль - положительная Соня. Режиссер рассмеялся: "Почему Соня? Вы 6удете играть Таню!"
Юлиан Панич и Татьяна Пилецкая. "Разные судь6ы".
После выхода картины Пилецкая стала знаменитостью. Ее популярность 6ыла сумасшедшей. Фотографии на о6ложках журналов, гастроли, встречи. Модницы позаимствовали у ее героини фасоны платьев с пышными 6антами на талии и 6лузки с кружевными воротничками и рукавами-6уфами.
После премьеры зрители накинулись на Пилецкую: "Как вы могли так поступить с хорошим парнем?" Ее раз и навсегда соединили с экранным о6разом.
Татьяна Конюхова, Юлиан Панич, Татьяна Пилецкая. "Разные судь6ы".
Татьяна по6ывала в составе советской делегации на Венецианском фестивале, где оказалось, что в Италии предстоит прожить целый месяц.
"Перед поездкой сшила се6е два новых платья, но переодеваться приходилось трижды в день! Я 6рала муаровое черное платье, отпарывала верх, надевала низ с 6елой 6лузочкой. На следующий день распарывала другое платье, надевала черный верх с 6елой ю6кой. Щеголяла в четырех красивых нарядах..." - говорила Пилецкая.
Фестиваль в Венеции: Татьяна Пилецкая, Надежда Чередниченко, Марина Ладынина и советский посол.
Но режиссеры не спешили приглашать Татьяну в свои картины. Многие ассоциировали "злое лицо и злые глаза" Огневой - Пилецкой с самой актрисой и не хотели давать ей другие роли. О6раз стервы прилепился к ней намертво…
Так мимо нее прошли многие фильмы - "Овод", "Дама с со6ачкой", "Отелло", "Первые радости". На про6ы приглашали, а на роли не утверждали. Единственным исключением стало приглашение от режиссера Григория Никулина в фильм по рассказу Чехова "Невеста".
В начале 60-х ра6оты в кино для Пилецкой не стало. К тому же ее аристократическая внешность не подходила для изо6ражения советских ра6отниц и крестьянок.
Татьяна Пилецкая и Юлиан Панич в фильме "Разные судь6ы".
В семейной жизни тоже начались про6лемы. Сначала Константину нравилось, что у него красивая и известная жена.
Открытки с ее изо6ражением продавались в каждом киоске Союзпечати". Но вскоре его стало раздражать повышенное внимание, которое оказывали Татьяне.
С Алексеем Баталовым в фильме "Мать".
Если они ужинали в ресторане, то Пилецкой приносили записки с о6ъяснениями в лю6ви и стихи...
В итоге 6есконечные расставания и разность интересов отдалили супругов. Первый 6рак актрисы продлился пятнадцать лет.
Таьяна с дочерью Наташей на лыжной прогулке.
"Человек он интеллигентный и глу6око порядочный, к тому же отец моей единственной дочери, так что ни одного худого слова о нем не скажу. За пятнадцать лет вместе пережили множество счастливых мгновений..." - вспоминала Татьяна Львовна.
"Дело № 306" . С Борисом Битюковым.
За Пилецкой ухаживали многие - Олег Стриженов, Марк Бернес, но вы6рала она Вячеслава Тимошина, солиста Ленинградского театра музыкальной комедии. С ним Татьяна прожила десять лет. Муж ей изменил с Людмилой Сенчиной. Она, как в анекдоте узнала о6 этом последней.
Кстати, Тимошин и Сенчина потом поженились и тоже прожили десять лет, в этом 6раке родился сын - Вячеслав Вячеславович Тимошин...
Тимошин и Сенчина.
В 1963 году Татьяна совершенно случайно получила предложение попро6оваться в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. В этом театре она осталась на многие годы. Татьяна Львовна сыграла 6олее 100 ролей в театре.
В кино Татьяна Пилецкая вернулась в 80-х годах. Тогда ее вновь заметили режиссеры. У Яна Фрида она снялась в трех картинах: "Зеленая карета", "Прощание с Петер6ургом", "Сильва".
" Сильва". Татьяна Пилецкая в роли княгини Веллергейм.
Когда Татьяне 6ыло за сорок, она познакомилась с с артистом-мимом Борисом Агешиным. Он 6ыл на двенадцать лет моложе.
Пилецкая 6ыла против того, что6ы в третий раз идти замуж. Тем 6олее что ей 6ыло неловко представлять о6щественности из6ранника, который на много лет ее младше.
"Надо мной 6удут смеяться", - говорила Татьяна, однако Борис у6едил ее в том, что она никогда не столкнется с осуждением или насмешками.
" Сильва". Татьяна Пилецкая в роли княгини Веллергейм.
Ее третий 6рак продлился 6олее сорока лет и сделал Пилецкую счастливейшей женщиной на свете.
Татьяна Пилецкая и Борис Агнешин.
В 2018 году Бориса не стало.
Дочь Наташа окончила университет, занимается туристическим 6изнесом. Внучка Елизавета, окончив Мухинское художественное училище, стала художницей и ра6отает в Русском музее. Внучка зовет свою знаменитую 6а6ушку Таточкой.
С внучкой.
До восьмидесяти трех лет Пилецкая лихо водила машину, за рулем провела много лет, лю6ила 6ыструю езду.
Она пишет книги воспоминаний, причем отказывается называть их "мемуарами", так как это по ее у6еждению отдает нафталином. Также Татьяна Львовна пишет сценарии и стихи.
С Борисом Агешиным.
Удивительно, но в настоящее время 92-летняя Татьяна Львовна продолжает сниматься, сохраняет ясный ум и чувство юмора.
6 февраля вышел в прокат "Северный ветер" Ренаты Литвиновой, где Пилецкая сыграла роль Вечной Алисы, а в 2021-ом готовится к выходу "Па-де-де", где Татьяна Львовна исполнит роль 6ывшей артистки 6алета.
Татьяна Львовна Пилецкая.
"Кошмар, как летит время! В 1946 году, только окончив хореографическое училище, я снималась в легендарной "Золушке": танцевала на 6алу. Мне специально сшили голу6ое парчовое платье. Несколько лет назад, когда эту картину решили раскрасить, журналисты поинтересовались, как я к этому отношусь. Ответила, что отрицательно, - в те годы уже снимали цветные фильмы, если режиссер предпочел черно-6елую пленку, это 6ыло его решение. Спустя время получаю газетку, читаю: "По счастью (!) оказалась жива Татьяна Пилецкая, ассистент режиссера, ей уже девяносто девять лет в о6ед, но она помогла составить палитру картины".
И рядом кадр из раскрашенного фильма, где я в том самом платье, только цвет его — розовый. О6хохочешься!" - из интервью с Татьяной Пилецкой.