У меня была одна знакомая девочка, мне тогда пришлось работать гувернанткой. Очень состоятельная семья, занятые родители, полный дворец обслуживающего персонала. Я работала со старшим ребёнком, учила на дому по школьной программе четвёртого класса плюс музыка и французский язык.
А девочка была цветок. Ей разрешали абсолютно всё. Что она хотела, то и делала. Под строгим контролем. Слово "дисциплина" в доме к ней не применяли, равно как и слово "воспитание". Не дай Бог было ей что-то запретить, увольняли сразу. Нельзя было её воспитывать, ограничивать её действия, отнимать, не давать, перечить – ни в коем случае.
В свои шесть лет она держала в страхе всех домашних. Кроме мамы, потому что мама с ней никогда один на один не оставалась. И при любой конфликтной ситуации тут же улетала в банк начальником работать.
Не буду тянуть гиперболу за асимптоту. При первой же возможности семиклассница добралась до различных веществ и, предварительно вымотав семью по полной, шагнула в бесконечность. С высотки.
Всё потому, что родители вовремя не озаботились воспитанием ребёнка. Необходимо ограничивать, не давать и запрещать. Так из недоросля мы получаем самостоятельную единицу, которая умеет управлять своими "хочу" и "не хочу". Без этих необходимых умений невозможно счастливо и безопасно жить в обществе.
Это было отличие Фомы от Ерёмы. Когда мы, педагоги, говорим о воспитании, именно это имеем в виду. Вашим детям будет проще, если вы научите их самодисциплине, которая является неотъемлемым элементом воспитания.
"Мы не хотим унизить и оскорбить ваших детей! Мы хотим их научить жить в социуме!" (Слова моей коллеги, учительницы по математике)
***
"А что такого?! Пусть попьёт на уроке! Вода пользу приносит, она необходима для организма, и вообще, у ребёнка могут быть показания, ему положено! И покушать можно. Чуть-чуть. Если он голодный, а на перемене не успел или не наелся. Печенье или яблочко, немножко! Что ж вы злые такие, учителя?!"
Мы не злые! Мы пытаемся учебный процесс наладить! А если все 25 человек начнут немножко пить и чуть-чуть есть, то не будет его, этого процесса! Неужели есть люди, которые не понимают, что во время приёма пищи (жидкости) организм перестаёт думать и усиленно начинает переваривать?! Для этого и придуманы перемены! Чтобы маленький человек поел, попил, отдохнул, перезагрузился ТАМ и приступил к работе ЗДЕСЬ!
Школьник должен и обязан знать, что такое "потерпи".
***
И, наконец, о различиях между учителем и мамой. Ко мне довольно часто обращаются с вопросом: "Я вроде математику знаю, и по русскому всё помню, и объясняю нормально, а он меня не слушает... Не воспринимает. Почему так?"
Почему родителям бывает трудно учить детей? Думаю, потому, что родители жалеют и любят. Ребёнок знает все болевые точки, и когда ему становится скучно и тяжко, ведь в процессе обучения приходится напрягаться, он применяет на близких свои волшебные чары манипуляции. В семье у каждого отработанные роли: родители – дети. И это очень хорошо.
Нас же, учителей, возможно, для того и придумали, чтобы вывести ребятишек на дистанцию, чтобы устранить фактор семейной близости, чтобы разбить клише и устранить почву для манипуляций.
И безоговорочное уважение к учителям объясняется одним простым фактом:
Учитель даёт знания. Он – дающий.
Главный не тот, кто берёт. Тот, кто даёт, тот и главный.
Он же устанавливает необходимую дисциплину в группе. И разбираться, а имеет ли он право, а как это скажется на ребёнке, а на каком основании... и так далее – пустое. Учитель сказал – ученики делают. Всё. Безоговорочно.
Наладим дисциплину – спасём будущее! (Знаю, пафосно. Зато ёмко и образно.)
Если мы с вами все вместе не попытаемся отыграть назад, в то время, когда слово "учитель" звучало гордо, то нечего и ждать от современных педагогов.
Прошу прощения, если получилось местами резко. Но многие читатели видят то же, что и я: школа катится вниз. Пора ловить, товарищи!
Если захотите обсудить материал, то предлагаю следующие тезисы:
- Учитель точно главный, (потому что...)
- Учитель не главный...
- Учитель главный, однако...
- Дисциплина необходима.
- Дисциплина необходима, однако...
- Долой дисциплину!
Вы знаете, я не против спора. Гарантирую своё приятие товарищам, отметившим пункты 1 и 4. С другими моими читателями тоже с удовольствием пообщаюсь, но коротко. Не обижайтесь, прошу вас. Для меня тема сегодняшнего образования очень личная. Даже болезненная. Поэтому мягко реагировать на некоторые вещи у меня может не получиться.
Однако😉 постараюсь. Жду в комментариях, друзья!
P. S.: Кто помнит вот этот пост – работаю. Должна была сюда вставить сообщения, только подвернулась тема более предметная. Там точно будут к месту ваши истории. Даже не думайте, я держу слово👍