Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Ваши ассоциации, когда слышите… «домашнее задание»

Нелюбовь к домашним заданиям у многих ещё со школьной поры. Каникулы заканчивались, а радость встречи с друзьями омрачалась длительным сидением за уроками.

«Это твоя обязанность», - говорили родители, - и нависали над тетрадью.

«
Закончишь, приноси - проверю», - повторяли взрослые, отдыхая после трудового рабочего дня.

А первыми их словами при встрече были: «Покажи дневник» или «Что получил(а)?».

Контроль и давление держит в напряжении. И достаточно услышать слово «домашнее задание», как это самое напряжение в теле возрастает.

А все потому, что обязанность сопряжена, но не равна понятию ответственности.

Представьте, что вам муж или мама прямо сейчас скажут: «Помой посуду, я проверю».

Что чувствуете? Как вам?

Возмущение? Злость? Недоумение?

Конечно, это нормально испытывать подобные эмоции, потому что вы взрослый человек и понимаете, что посуда - ваша ответственность (с которой вы сами как-нибудь разберётесь), а не обязанность.

Вы сами способны решить, когда ее помыть: сейчас или через пару часов.

У вас есть свобода и понимание последствий. Сейчас не хочется, а вечером будет некогда. И из этого анализа ситуации вы примите решение о том, когда ее помыть.

Очень часто ребёнку внемлют обязанность домашних заданий, но не передают за них ответственность. Отсюда гигантское сопротивление.

Ребёнку не дают возможность посчитать силы и ресурсы, сделать ошибку, разрулить ситуацию с учителем самостоятельно, набить шишку. Да просто ощутить: «Ты по уши влип, чувак, ТЕБЕ пора что-то делать»

Домашние задания совсем не зло. А классная отработка навыков и усвоение знаний. А вот контекст под которым их подают может пугать и вызывать отвращение.

В психотерапии домашнее задание тоже важная часть процесса. Основополагающая, я бы сказала. И задача психолога не обязать, а разделить ответственность.

Прожитые процессы на сессии необходимо закреплять действиями. Ты научился навыку и опробовал его в безопасной среде, это здорово, но недостаточно. Пора выходить и оттачивать его в неидеальных условиях, в реальной жизни.

Выполненное домашнее задание - это способ получить новый опыт.

Я смогл(а) это

узнал(а) то

почувствовал(а) иное

получил(а) другую реакцию и тд.

Мне стало лучше. Я чувствую себя увереннее там, где раньше ощущал(а) неустойчиво.

Поэтому абсолютно справедливо брать ответственность за свою часть работы и за свою жизнь. А также справедливо, не выполняя систематически домашние задания, понимать, что терапия может быть не столь эффективной.

А какие у вас отношения с домашними заданиями? Что-то поменялось со школы?

Если статья вам откликнулась, мне будет ценно получить от вас обратную связь.

Автор: Волошина Юлия Юрьевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru