Найти тему
Истории с Людмилой

Таисия (часть 1)

Оглавление

Рита никогда не славилась своей красотой и женственностью, в молодые годы сторонилась мужчин, не отвечаю взаимностью на те скудные ухаживания, которые ей довелось пережить, но в 45 лет, отправившись по путёвке в санаторий, приехала оттуда с подарком.

У неё родилась дочь. Женщина назвала девочку Таисией, как звали подругу, которая уехала ещё молодой в город. Маргарита часто её вспоминала, мечтала встретить и поговорить, узнать, как у той сложилась жизнь. Она была уверена, что её подруга Тая удачлива, поскольку никогда в село так и не вернулась.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Девочку женщина растила так же, как и воспитывали её, ограждая от общества. Таисия часто болела, когда была маленькой, поэтому много времени проводила дома, с трудом окончив школу.

В семье было принято считать, что ребёнок умом не блещет, поэтому учиться дальше никто и не думал её отправлять.

Когда девочке исполнилось 17 лет, её бабушка, которая жила всё это время с ними, умерла, прожив ни много ни мало – целых 94 года. До самого момента своей кончины женщина могла спокойно передвигаться, находилась в памяти и в добром здравии. И если бы однажды так сильно не простыла, то жила бы ещё долгие годы.

Остались мать и дочь вдвоём. Маргарита уже была на пенсии, а вот дочку нужно было куда-то пристроить. Муж соседки работал водителем, привозил продукты в сельские столовые. Он то и предложил, а не пойти ли Тае мыть посуду.

Мать сама сходила и посмотрела, чем должна будет заниматься её дочь на работе, и в первый рабочий день тоже явилась с ней же, контролируя, чтобы к девочке правильно относились.

Девушка начала работать. Сначала ей было сложно, поскольку следовало запомнить много новых людей, нужно было с ними разговаривать, отвечать на вопросы. Общение с коллективом было самое сложное из всего того, что приходилось делать.

Что касается мытья посуды, полов, окон, столов, то ей давалось всё это легко, поскольку к труду Таисия приучена с детских лет.

Мать всегда говорила, что деньги не достаются просто так, важно много и усердно работать, нужно быть полезной людям, чтобы не просто так землю топтать.

Таисия не блистала умом, как считала её мать, но была работящей и старательной девушкой. «Ох и ладная из тебя жена будет», – говорила соседка баба Маша, любующаяся хлопотливой девушкой через забор.

Всю работу по дому Тая выполняла с какой-то особой любовью и нежностью, словно всё это ей нравится, словно это и есть смысл её жизни, самое главное, для чего она была рождена.

Июль был самым суетным месяцем в деревне. Рите с дочерью предстояло собрать травы для того, чтобы их потом заваривать долгой зимой; нужно было наварить варенье из ягоды, собранной на просторных полянках или в огороде; да и урожай овощей нужно было закатать в банки, чтобы был забит погреб, так Маргарите будет спокойнее.

Рита всегда внушала своей дочери, что в деревне было хорошо. Так говорила ещё её мать, которая рассказывала много раз историю про свою сестру, умершую в городе от голода.

Дело было ещё в послевоенные события, когда в стране были тяжёлые времена. Именно тогда старшая сестра Прасковьи Семёновны отправилась в город на заработки, покинув родную деревню.

Эту историю передавали из поколения в поколение. Дабы убедить, что в деревне можно пережить любой голод и трудности, а в городе жизнь трудная, сложная. Вот и Тая воспитывалась с этими мыслями, зная, что погреб к осени должен быть забит до отказа, чтобы быть готовыми ко всему.

***

Тая подвязывала помидоры, бережно поднимая каждую ветвь, словно что-то очень хрупкое. Девушка сидела на корточках, а на коленях у неё был клубок, в котором были намотаны нарезанные полоски из старого пододеяльника.

Люди в этом доме жили бережливые, ничего просто так не выкидывали, поэтому постельные принадлежности, совсем уж исхудавшие, пошли на нужное дело.

Томаты во всю набирали цвет, а кое-где уже висели первые плоды. Теплица была сбита из старых оконных рам, которые Маргарита вместе с дочерью перенесли от соседа с другого конца деревни. Тот строил новый дом, а рамы из предыдущего любезно подарил дамам, не пропадать же добру.

«Вот у тебя сколько завязи, у меня меньше. Плоды уже висят, ‒ баба Маша стояла в дверях теплицы, поставив руки в боки, наблюдая за работой девушки, – повезло же твоей мамке, вот у неё дочка труженица, как пчёлка. А мои все дети в город подались, лучшей жизни искать».

Таисия подняла голову, посмотрев на соседку, произнеся с серьёзным видом заученную фразу: «А мы с мамой ни за что в город не поедем, там жизнь тяжёлая. Тут в деревне всегда прокормиться можно».

Баба Маша нагнулась, чтобы лучше разглядеть, да выведать, как эти Семёновы помидоры растят, что у них их всегда много. «Слушай, а ты пасынки все внизу оборвала? Немало оставила веток? Мне жалко столько удалять», – соседка недоверчиво посмотрела на девушку, а та объяснила, что так у помидора будет больше сил вырастить те плоды, что уже есть.

Тая продолжала работать, не отвлекаясь на гостью. Баба Маша сообщила, что зашла позвать их с матерью сходить завтра с утра по ягоду. Петька с третьей улицы уже набрал полное ведро, вот и им нужно сходить.

Девушка ответила, что они как раз собирались пойти за ягодой завтра, поэтому договорилась, что соседку они также позовут с собой.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

***

Облака то и дело гуляли по небу, периодически застилая солнце, не давая ему свободно светить. Было сложно понять, то ли будет дождь сегодня, то ли нет. Знающая Клава, проживающая слева от Маргариты и Таи, сообщила свой прогноз, уверяя, что если и будет, то совсем небольшой дождик.

Решено было взять с собой на всякий случай плащи, чтобы не промокнуть, а самое главное не простудиться в дороге.

Отправились женщины рано утром, чтобы уже после обеда возвратиться обратно. Ведь ягоду нужно ещё будет и перебрать и варенье наварить с неё. Идти было совсем близко, буквально один километр, но две женщины, каждой из которых больше 60-ти лет, не торопились.

Они неустанно чесали своими языками, обмениваясь незначительными новостями, которые произошли недавно. Например, вчера Любка, которая торгует в магазине, продала несвежую селёдку бабке Зинаиде, так та ходила разбираться до этой продавщицы. А у Тимофея пол прохудился в бане, так вот он думает, где ему доски раздобыть.

У самой же бабушки Марии новости тоже были, например, капусту вредители поели, не успела она её высадить, а первые саженцы огурцов сгорели на навозной грядке, теперь вот она поздно будет с огурцами.

Поляна выдалась отменной и Тая сразу же увлеклась сбором ягоды, не оглядываясь на не прекращающих что-то говорить двух женщин. Она наткнулась на такое удачное место, где не было времени и голову поднять. Брала одну ягодку, примечала следующую, а там уже и гроздь виднелась.

Неподалёку от неё кто-то тоже ягоду собирал, она сначала думала, что это одна из её спутниц, но заметив другой цвет одежды, вскочила на ноги. Рядом с ней, на облюбованной ею полянке, ползал на четвереньках Степан, который тоже услышал шорох, поднял голову и, кивнув, продолжил собирать ягоду, словно ничего и не произошло.

Поднялся ветер, а тучи стали затягивать небосклон, они постепенно, заслоняя солнце, изолировали землю от света, наступал мрак. Таисия подняла голову, чтобы посмотреть происходящее наверху, когда на неё упали несколько первых капель. Прогремел гром, а значит сейчас будет ливень.

Степан поднялся, озираясь по сторонам, чтобы увидеть, куда ему бежать и там спрятаться от дождя. Кроме ведра у него ничего не было в руках, увидев это Тая позвала парня с собой, пообещав поделиться плащом.

Найдя хорошее место, где три берёзы, стоявшие вместе образовывали хоть какую-то защиту от напора воды, все четверо укрылись именно тут.

Бабушки стояли в своих плащах, радуясь и восхваляя свою мудрость по поводу того, что всё же взяли их с собой. Тая и Степан стояли вместе, деля пополам это защитное средство.

Ливень был сильный, но недолгий. Пройдя стеной на протяжении пяти минут, он уже закончился. А тучи, набежавшие так быстро для того, чтобы вылить всю накопившуюся на небе влагу, стали исчезать, растворяясь и пропуская солнце обратно на своё место.

Трава была мокрой, поэтому собирать ягоду уже никто не планировал. Все собрались выходить из своего укрытия, направляясь к деревне. Степан не стал их покидать, хотя бабушки шли медленно.

На любопытные расспросы двух женщин парень отвечал односложными предложениями, которые выражали либо положительный, либо отрицательный ответ, не поясняя нюансы его личной жизни.

продолжение следует