Мой утренний ритуал - просмотр новостных лент в двух социальных сетях. Конечно же, они давно настроены под меня: новости там из мира книг, немного о школе, кое-что о художниках. Сегодняшнее утро - сплошной гимн Михаилу Пришвину в честь 150-летия со дня рождения (дата солидная, писатель достойный) и ода чешской сказочнице Божене Немцовой (ценю и люблю) тоже в честь дня рождения. И лишь тоненький ручеёк из упоминаний дня рождения Галины Николаевны Демыкиной. А это не просто день рождения - столетие!
Пусть этот ручеёк станет немного шире и шумней! Я слегка "вышла из строя", поэтому на канале тихо, но ради такой даты соберусь и соберу все свои впечатления от того, с чем уже знакома, чем удивила и порадовала меня Галина Демыкина.
Галина Николаевна Демыкина (1923 - 1990) - поэт, прозаик, работала на радио, вела передачу "Угадайка". Писала она для детей и для взрослых, было издано более 40 книг.
Ни во что не уходи с головой — потонешь.
В детстве этот автор прошёл мимо меня. Не встретилась я ни с одной книгой Галины Николаевны, впервые о ней услышала благодаря переизданиям издательства "Речь":
"Цветные стёклышки" поразили сразу работой художника Геннадия Епишина, а потом я прочитала сами истории.
В этот чудесный сборник вошли 4 повести Галины Демыкиной: "Цветные стёклышки", "Мой капитан", "Деревня Цапельки, дом один", "Первый полёт". Почему они вместе? Не только один автор! Общий чудесный мир героев. Герои - дошкольники, которые пока ещё верят в Сказку и легко в неё переносятся. Они живут с ожиданием чуда, где они – там чудо! И они не представляют, что может быть по-другому. Нюра, Петя, Алёнка, Игорёк - малыши с огромной душой, тонко чувствующей и многое понимающей по-своему. Именно поэтому в мир Галины Демыкиной погружаешься с радостью, может быть, и лёгкой грустью по ушедшему детству.
Но понимаю, что не всем этот мир может оказаться близок. Мне понравились истории, но желание продолжить знакомство с книгами автора не появилось. "Потерялась девочка" прошла мимо меня.
На волне переизданий (хотя и таких немногочисленных. Было ещё одно: издательский проект "А+Б" выпустил повесть-сказку "Алошка", написанную Галиной Демыкиной в соавторстве с мужем Георгием Баллом.) о Галине Демыкиной стало появляться больше публикаций. Те, кто знал её книги с детства, делились воспоминаниями, показывали сборники - так я узнала Демыкину-поэта. Её стихи такие же, ни на что не похожие. Порой и ритм сбивается, и рифма исчезает, но образы такие яркие, трогающие и запоминающиеся!
Радость! Радость!
Продаётся радость!
Нет, не продаётся,
Просто раздаётся
В кувшины, в бидоны,
В пригоршни, в ладони,
Посредине улицы,
Возле тротуара
Молодым и старым
Даром, даром!
Впитывайте, пейте,
Лейте – не жалейте!
В окне за занавеской
Человек в жилете
Нежное и грустное
Играет на флейте.
А потом случился "Чуча", после которого я уже не могла не думать о Галине Демыкиной! Но рассказ о нём я оставлю на финал, упомяну пока, с какими ещё произведениями знакома.
Сразу же после "Чучи" я прочитала "Птицу":
Постоянно есть какая-то недоговорённость, и от этого история только ценней. Хотя вроде бы всё ясно и понятно, но... почти из каждого эпизода можно развернуть целую историю! Кажется, это называется кинематографичность. Здесь она в очень хорошем смысле.
Весенняя книга. Так символично! Пробуждение природы, пробуждение чувств, пробуждение К жизни. Уверена, что в подростково-юношеском возрасте мне бы она понравилась очень. (Кстати, по моей рекомендации не так давно эту повесть прочла одна старшеклассница, на неё история тоже произвела впечатление.) И сейчас нравится, но уже как-то по-другому.
Сразу появилась ассоциация. В сюжетных линиях нет прямого сходства, но по настроению, некоторым поступкам и характерам героев мне вспомнился сразу фильм Павла Любимова "Женщины" (1966).
По настоятельным рекомендациям моего книжного друга прочитала я повесть "Была не была":
Очень порадовал язык произведения. Образы интересные. Как показан обычный двор многоквартирного дома - это просто 5+.
Немного напрягала социальная нота в середине, но это такая показательная примета времени. Не могу сказать, что я на все 100 сопереживала главному герою, но тетю Лиду уже и сама готова "удушить" была.
Яркая, символичная линия Художника. Он мне почему-то Коваля напомнил, точнее - навёл на мысли о Юрии Ковале.
Хрупки и необъяснимы человеческие отношения.
"Чуча" - это какое-то совершенно особое произведение! Отдельной книгой издавалось в 1965 году, потом печаталось в сборниках, а впервые было опубликовано в журнале "Огонёк" в майском номере 21-22 за 1964 год.
И полное название - "Чуча. Песня Леса":
Полусказка-полубыль. Хотя почему сказка? Звери разговаривают! Ну так разговаривают с тем, кто умеет слышать. Да и не об этом "Чуча", хотя мне больше нравится вторая часть названия - "Песня леса".
Так чУдно и чуднО, что в конце уже не задаёшься вопросом: "Кто же ты, Чуча?" А думаешь о чём-то очень важном для леса, для человека, для жизни. Немного притча.
Я читала и чувствовала лёгкие отголоски "Бемби" Феликса Зальтена. Только именно в переводе-пересказе Юрия Нагибина. И почему-то сразу сердце сжимается. Жизнь по законам леса не бывает без потерь.
Уверена, что эта история и сейчас найдёт отклик в душах многих.
Не так много у меня прочитано книг Галины Демыкиной, верю, что ждут ещё открытия! Скоро-скоро будет встреча с "Ёлой", купила издание 1989 года.
С днём рождения, с юбилеем Галины Демыкиной!
❄Снег ❄
Снег падает не на,
а сквозь:
Сквозь ветки, иглы и сквозь память.
Сквозь годы будет падать, падать,
Сквозь нашу доброту и злость.
Его хватать бы, мять в руках,
Впивая холод покрасневшей кожей.
Тогда сквозь снег бы –
смех и взмах! –
Но мы... И он проходит,
как прохожий,
Проходит, как спектакль в чужой стране,
Как время.
Как тоска по новизне.