Найти тему
За Можай!

Поликлиники в Можайском районе: в чем корень проблем?

В Можайском районе Москвы живет около 140 тысяч человек, причем из-за строительства человейников население прирастает примерно на 3–5 тыс. человек в год. Из-за этого доступность медицинской помощи постоянно снижается, а огромные деньги, которые мы тратим на городскую систему здравоохранения, оседают в чьих-то карманах. Почему так происходит, разбирался экоактивист Константин Коньков.

Сейчас в Можайском есть следующие поликлиники:

  • Две детских: на Беловежской и на Толбухина – всего на 487 посещений в смену. Поликлиника на Толбухина расположена на первом этаже жилого здания, которое уходит под реновацию. Обе поликлиники находятся в западной части района – от, скажем, улицы Багрицкого до них добираться в лучшем случае 20 минут на автобусе.
  • Три взрослых поликлиники: на Беловежской, на Можайке при больнице им. Жадкевича и на ул. Маршала Неделина – всего примерно на 1700 посещений в смену. Поликлиника на Неделина, это, опять-таки, первый этаж здания под реновацию. В поликлинике на Беловежской недавно прошла реконструкция, но пропускную способность она почти не увеличила.

1700 посещений в смену – это много или мало? Это примерно семь посещений на одного взрослого жителя района в год. Реально – даже меньше, потому что к районным поликлиникам прикрепляются также жители Подмосковья и жители Сколково, в которых нет квартир, но есть апартаменты, в которых жильцов не регистрируют. Учитывая, что прием врача-терапевта длится 15 минут, а врачей-специалистов (многих из которых в поликлинике нет) – от 20 до 35 минут, получается, что каждый житель района в среднем проводит у врачей не больше трех часов в год. А сколько средний житель района за это платит?

Поликлиники и больницы финансируются из фонда обязательного медицинского страхования. Если человек получает зарплату, то с каждых 100 тысяч рублей зарплаты до вычета налога он платит туда 7300 рублей. Если верить, что среднемесячная зарплата в Москве равна 121 тыс. руб. в месяц, то среднестатистический москвич за три часа посещения поликлиники платит в год чуть больше 100 тысяч рублей! Даже если счесть, что житель платит «за себя и за того парня» (например, за пенсионера или за тех, кто попадает в больницы), то все равно оплата получается безумной.

По факту этих трех часов жителям района явно не хватает: судя по отчетам главврачей на заседаниях Совета депутатов, все поликлиники работают с превышением проектной мощности. В такой ситуации в принципе невозможно узнать, сколько народа не смогло получить медицинскую помощь вовсе. То есть поликлиник в районе остро не хватает, а на прием ко многим специалистам жители вынуждены ездить в Крылатское (от центра района – около 50 минут общественным транспортом с пересадками).

Проблему могла бы решить передача под поликлинику здание МСЧ №58 на ул. Багрицкого. Это здание и моложе, и больше по площади имеющихся в районе поликлиник. Более того, именно там базировалась поликлиника на Беловежской, когда в ней шел ремонт. Но на многочисленные обращения как граждан, так и Совета муниципальных депутатов из департамента здравоохранения приходили отписки в духе «медицинская помощь оказывается гражданам в полном объеме», и в прошлом году здание было продано под коммерческий дом престарелых, от которого жителям района толку мало. Единственное, что пока обещано, – это построить новую детско-взрослую поликлинику на месте сносимых по реновации поликлиник на Толбухина и Неделина с суммарной мощностью около 700 посещений в смену. Учитывая, что строительство домов по реновации увеличит население района ориентировочно еще на 40-50 тысяч человек, новая поликлиника не решит ни проблемы нехватки медицинских учреждений, ни проблемы доступности детской поликлиники для жителей восточной части района.

Как такое стало возможно? Почему проблемы медицинского обслуживания в районе не решаются годами, а здания, пригодные для поликлиник, отдаются неизвестно подо что? Потому что в системе управления, которая выстроена в Москве, интересы граждан не учитываются в принципе. Поликлиниками распоряжается департамент здравоохранения, землей – департамент имущества. Их глав назначает мэр Москвы. Его, конечно, выбирают раз в пять лет, но эти выборы в силу ряда причин весьма и весьма лукавые: их механизм таков, что действующий мэр легко может обеспечить собственное переизбрание. И получается, что никто из тех, кто распоряжается поликлиниками (да и всем остальным в Москве) не отвечает перед гражданами.

Что с этим делать? Развивать местное самоуправление с механизмом честных выборов и передавать на этот уровень, в частности, распоряжение средствами медицинского страхования. Получится ли это сделать? Зависит от вас, дорогие граждане.