Найти тему
Военная история

Sturmtiger - Тигр с 380-мм реактивной установкой

Оглавление

«Штурмтигр» был ответом Германии на проблему ведения боевых действий в городских условиях - запретить противнику использовать здание или укрепление, просто превратив его в руины.

Для выполнения такой задачи требовалась 380-мм реактивная установка и 70 тонн брони, гусеницы и двигатель.

Sturmtiger, официально обозначенный как Sturmmörserwagen 606/4 mit 38 cm RW 61, представлял собой штурмовое орудие, построенное на шасси и без того мощного Tiger I. Оно было специально разработано для выживания в суровых условиях городских боев для разрушения городских построек.

Таким образом, немногие машины времен Второй мировой войны могут сравниться по мощности, бронезащите со Sturmtiger.

Штурмовое орудие «Штурмтигр»
Штурмовое орудие «Штурмтигр»

Всего было построено 18 таких могучих зверей, и только два из них сохранились до наших дней. Это история Штурмтигра.

Фон

После опыта в Сталинграде в 1942 и 1943 годах немецкое верховное командование создала заказ на создание бронированной машины, специально предназначенной для ведения боевых действий в городских условиях.

Такая машина была нужна, потому что в этих районах угрозы могут исходить со всех сторон. Это, в сочетании с ограниченным обзором и пространством для маневра, превращает города и поселки в худший кошмар танкиста.

Любые танки, выжившие в городских боях, сталкиваются со следующей проблемой: им не хватает огневой мощи, чтобы снести строения, занятые противником.

Танки чрезвычайно уязвимы в городских условиях, так как их можно поразить со всех сторон
Танки чрезвычайно уязвимы в городских условиях, так как их можно поразить со всех сторон

Такие места, как печально известный дом Павлова или элеватор в Сталинграде, вызывали в воображении командиров вермахта яркие кошмары, поскольку обычные артиллерийские орудия не обладали ни точностью, ни мощностью, чтобы уничтожить их.

Для этих условий немцы и раньше разрабатывали штурмовые орудия, а именно Sturm-Infanteriegeschütz 33B и Sturmpanzer IV (Brummbär), оба из которых были вооружены 150-мм орудием.

Однако им нужно было что-то с большей броней и большим калибром.

150-мм гаубица Sturmpanzer IV ни в коем случае не была слабой, но она не могла чисто снести большие здания или справиться с крепкими бункерами
150-мм гаубица Sturmpanzer IV ни в коем случае не была слабой, но она не могла чисто снести большие здания или справиться с крепкими бункерами

Разработка Штурмтигра

К счастью для немецкой армии, Кригсмарине разрабатывали оружие, которое они вскоре сочли подходящим для решения своих проблем. Известный как Raketenwerfer 61 L/54, он изначально был разработан как пусковая установка глубинных бомб для борьбы с подводными лодками.

Это было массивное оружие с каналом ствола 380 мм (15 дюймов). Несмотря на свое происхождение, его размер хорошо подходил для использования против зданий и укреплений.

После работы с военно-морским флотом армия выпустила собственную версию с максимальной дальностью полета около 5 500 метров (18 000 футов).

Огромная ракетная установка RW 61, используемая на Sturmtiger
Огромная ракетная установка RW 61, используемая на Sturmtiger

После выбора основного вооружения армия теперь должна была принять решение о том, как его разместить. В 1943 году на вооружении находилось несколько машин, которые могли нести такое крупное орудие и иметь броню, позволяющую выдерживать городские бои.

Таким образом, было решено, что Tiger I станет основой этой машины.

Не то чтобы это имело большое значение в случае со Sturmtiger, поскольку он столкнулся со значительными задержками.

Sturmtiger был единственной другой боевой машиной, построенной на шасси Tiger I
Sturmtiger был единственной другой боевой машиной, построенной на шасси Tiger I

В августе 1943 года немецкое командование официально предложило план Гитлеру, который одобрил испытательный образец. В октябре того же года он осмотрел прототип и был впечатлен – что неудивительно, учитывая его любовь к большой бронетехнике.

Однако первые «Штурмтигры» не были построены до февраля 1944 года.

Поскольку немецкие военные отчаянно нуждались в танках «Тигр» на поле боя, нельзя было обойтись без новых корпусов. Гитлер лично приказал, чтобы для программы были разобраны только корпуса Tiger I.

Штурмтигр

Естественно, для орудия такого размера и мощности башня не использовалась, а вооружение размещалось в неподвижном каземате.

Ранние концепции Sturmtiger отличались казематом, установленным сзади, но, поскольку это потребовало бы перемещения двигателя в переднюю часть корпуса Tiger, от этой идеи отказались.

Каземат позволил Sturmtiger нести большое количество брони — в конце концов, чтобы выжить в городских условиях, он должен был быть одним из самых тяжелобронированных транспортных средств, которые когда-либо производила немецкая армия.

Броня Sturmtiger могла конкурировать с Tiger II
Броня Sturmtiger могла конкурировать с Tiger II

Броня была добавлена ​​​​поверх уже хорошо защищенного Tiger I. Борта и корма остались стандартными для Tiger I 82 мм, но передняя часть каземата имела удивительную толщину 150 мм.

Он был наклонен назад под углом 47 градусов, что давало эффективную толщину более 200 мм.

Дополнения к броне увеличили вес Sturmtiger до более чем 70 тонн, что примерно на десять тонн тяжелее, чем у Tiger I.

Несмотря на новую надстройку, общая высота была фактически примерно на 15 см (6 дюймов) ниже при высоте 2,8 метра (9 футов 4 дюйма).

Посмотрите на толщину лобового листа Sturmtiger 150 мм!
Посмотрите на толщину лобового листа Sturmtiger 150 мм!

К несчастью для Sturmtiger, он использовал тот же бензиновый двигатель Maybach HL 230 P45 V12 мощностью 700 л.

Надстройка была результатом построения машины вокруг Raketenwerfer. В этой коробчатой ​​надстройке было много места, и два погрузчика могли работать.

Имея длину почти пять футов и вес около 350 кг (770 фунтов), с этими ракетами было непросто справиться. Они были до смешного большими, длина каждого снаряда составляла 1,5 метра (5 футов), несмотря на то, что длина минометной трубы составляла всего 2 метра.

380-мм реактивный снаряд штурмтигра. Каждый из них весил более 300 кг, и его нужно было загружать в танк с помощью небольшого крана
380-мм реактивный снаряд штурмтигра. Каждый из них весил более 300 кг, и его нужно было загружать в танк с помощью небольшого крана

Их загружали в «Штурмтигр» с помощью крана.

При загрузке транспортного средства два члена экипажа уравновешивали снаряды на земле, в то время как оператор крана устанавливал когти вокруг центральной массы снаряда, отмеченного белой полосой. После закрепления захвата снаряд поднимался лебедкой вверх и опускался в надстройку через отверстие в крыше.

Оказавшись внутри «Штурмтигра», экипаж распределял снаряды по стойкам по обе стороны от орудия. Всего можно было уложить 12 снарядов с возможностью нести один в кормовой люльке, а другой в стволе, в результате чего общая нагрузка составила 14 снаярдов.

Казенная часть штурмтигра, вид изнутри. Выдвижной затвор в этом образце отсутствует. Обратите внимание на руль в левом нижнем углу
Казенная часть штурмтигра, вид изнутри. Выдвижной затвор в этом образце отсутствует. Обратите внимание на руль в левом нижнем углу

380-мм миномет Sturmtiger имеет отчетливое расположение труб вокруг ствола. Они были добавлены для отвода газов от реактивных снарядов.

Без этих портов давление, создаваемое ракетами, разорвало бы миномет.

Всего было построено всего 18 машин, что слишком мало, чтобы оказать какое-либо заметное влияние на исход Второй мировой войны. Однако некоторые действительно видели значительные действия.

Штурмтигр в бою

Командование Вермахта организовало три подразделения для использования этих зверей, включая прототип. Назначенные штурмовые минометные роты 1000, 1001 и 1002, каждая получила по четыре штурмтигра новой конструкции, а рота 1000 получила прототип.

Роты 1001 и 1002 были отправлены на Западный фронт, а рота 1000 участвовала в боевых действиях на востоке. Именно рота 1000 увидит первое применение Штурмтигра в бою.

Во время Варшавского восстания в 1944 году немецкие военные быстро поняли, что эта городская среда идеально подходит для «Штурмтигра». Начиная с августа прототип участвовал в почти ежедневных боях в городе и с большим успехом наносил удары по укрепленным позициям. Еще несколько «Штурмтигров» 1000-й роты были переброшены из Венгрии в Варшаву.

БРЭМ Sherman проезжает мимо заброшенного Sturmtiger в Бельгии
БРЭМ Sherman проезжает мимо заброшенного Sturmtiger в Бельгии

Вероятно, в результате полученных чрезвычайно положительных отзывов Гитлер лично приказал построить еще пять. Ремонтные предприятия завершили их к концу года, как раз к началу Арденнского наступления.

Все три роты активно участвовали в наступлении: роты 1000 и 1001 были развернуты на юге, а рота 1002 - на севере. Однако технические недостатки Sturmtiger быстро стали очевидными, некоторые из них вышли из строя перед боем.

Три из четырех штурмтигров роты 1001 сломались и не участвовали.

Брошенный «Штурмтигр» под инспекцией американских войск
Брошенный «Штурмтигр» под инспекцией американских войск

После провала кампании армия передислоцировала 1000-ю роту обратно на восток, и именно здесь одна из ее машин попала в руки советских войск либо в Польше, либо в Восточной Пруссии. Роты 1001 и 1002 остались на Западном фронте.

Когда американцы попытались прорваться через мост в Ремагене, немецкое командование направило в этот район обе роты «Штурмтигров»; один из роты 1001 утверждал, что выпустил ракету по деревне, где ждали американские танки «Шерман». Сообщается, что в результате атаки было выведено из строя более одного «Шермана».

Вскоре после этой заявленной атаки рота 1001 переправила оставшуюся часть своей техники через реку и выпустила последние боеприпасы, чтобы остановить продвижение американцев. Когда закончились боеприпасы, их экипажи сдались.

Задняя часть Sturmtiger 250174 в Немецком танковом музее в Мюнстере. Этот образец — один из двух уцелевших «Штурмтигров», он был захвачен США в 1945 году.
Задняя часть Sturmtiger 250174 в Немецком танковом музее в Мюнстере. Этот образец — один из двух уцелевших «Штурмтигров», он был захвачен США в 1945 году.

Та же участь постигла и роту 1002. Отойдя от ремагенского плацдарма, она попала в Рурский котёл. После нескольких недель боев он произвел свои последние выстрелы 16 апреля 1945 года по приближающимся американским танкам и вскоре после этого сдался.

Заключение

«Штурмтигр» был теоретически эффективным оружием, которое появилось на войне слишком поздно, чтобы иметь какой-либо положительный эффект. Хотя его боевая служба в Варшаве была превосходной, шансов на успех к лету 1944 года было немного, поскольку вермахт в целом находился в обороне.

На этом конце войны его ограниченная полезность видна в том, как немцы использовали их на Западном фронте. После января 1945 г. оставшиеся роты перешли под управление артиллерии. Следовательно, эти монстры, предназначенные для уничтожения городских кварталов, в лучшем случае стали оружием ближнего боя с ограниченной боевой полезностью за пределами города.

Для тех, кто хочет лично увидеть эти огромные машины, одна из машин роты 1001, захваченная США, в настоящее время выставлена ​​в Германии, а другая, захваченная Красной армией, выставлена ​​в Кубинке, Россия.