Найти тему

Грустные сказки в ярких цветах

С Tales of Symphonia мне повезло познакомиться на GameCube, а сейчас игра получает очередное переиздание на Nintendo Switch. Серия Tales of насчитывает десятки игр, и Symphonia многими считается одной из лучших. Так ли это?

Я искренне люблю JRPG за продуманные сюжеты, линейные истории, необычные миры и развитие взаимоотношений между героями. Европейская школа RPG отдаёт какой-то грязной, перегруженной топорностью, и я – явно не её поклонник.

Но великое множество JRPG мучает игроков пошаговой боевой системой, которую лучше, чем в Grandia II никто уже никогда не сделает. Не имея желания терпеть отвратительные бои из FFXIII, я зацепился за серию Tales of, в которой реализована интересная механика: встреча с монстрами переносит нас на другой экран, но не отнимает управление - мы переключаемся на какой-то слешер/файтинг, и как бы здорово это не звучало, у игры здесь возникает множество проблем.

-2

Во-первых, подход к игровому дизайну переметнулся прямиком из классических JRPG – на нас вываливают куча абилок, перегруженные интерфейсы и ставят за плечи большую разношёрстную команду, управлять которой ой как трудно – слушаются они плохо, а настройки их поведения постоянно сбиваются. Сильнее всего меня раздосадывала предусмотренная в игре функция, которая позволяет повесить на "горячие клавиши" определённые способности наших компаньонов.

Беда в том, что стоит поменять состав группы (а делать это мы вынуждены ой как часто) – как все настройки слетают к чёрту и приходится их выставлять снова, иначе компаньоны будут продолжать вести себя как идиоты и вынуждать переключаться с одного персонажа на другого.

В итоге боевая система получилась перегруженной, но не гибкой и не интересной: всё сводится к «подбеги-ударь-отбеги», а лекарям приходится по откату использовать лечение, потому что твои коллеги всю дорогу лезут на рожон, как бы мы их поведение не настраивали.

-3

Сюжет игры сначала меня очень впечатлил: за красочными фонами и мультяшными (немного даже вычурными) персонажами скрывались вещи, куда более серьёзные и трогательные, нежели можно себе представить.

Те дилеммы, которые в западных играх выставляются на серьёзных щщах, здесь являлись промежуточными проблемками и громоздились одна на другую. В атмосфере солнышка и ярких персонажей всё это воспринималось ещё драматичнее. Главные герои знают, что они - убивают людей и частенько это обсуждают, пытаясь примириться со своей совестью и всячески оправдывая свои методы.

Игра полностью лишена когнитивного диссонанса, обусловленного в других играх тем, что доблестный герой истребляет живых существ сотнями, но всё равно остаётся героем.

-4

Но самое страшное – авторы игры слишком хорошо знают формулу, по которой можно довести игрока до слёз. Сценаристы достаточно быстро принялись растягивать сюжет, забивая его какими-то несуразными драматичными короткометражками, в которых страдают персонажи, не способные расположить к себе за такое короткое «эфирное» время.

-5

Стремление к отсутствию людо-нарративного диссонанса породило одну проблему, которую лично я трактую как какую-то серьёзную.

В Ведьмаке, например, над героем висит важная миссия по спасению мира, но игрок может проводить дни и недели за игрой в Гвинт. Это - игровая условность, но в Tales of Symphonia сюжет ждать не будет, и каждый толчок основной истории отсекает игроку возможность вернуться и выполнить пропущенные задания.

Деревня, которой нужна была помощь, уже разрушена, а NPC, который выдал нам квест на отличное оружие, уже мёртв - и всё это вызвано движением по основному сюжету, которое ведёт к неожиданным последствием.

-6

Tales of Symphonia - всё ещё очень хорошая игра. Из-за стилистики её графика не стареет, а из-за хорошей актёрской игры и живых характеров к персонажам проникаешься, даже если их вычурно-мультяшный вид сначала вызвал отторжение.

Мне ToS понравилась гораздо сильнее, чем FFVII, FFXIII и Octopath Traveller, но она всё ещё уступает таким шедеврам как Grandia и Skies of Arcadia.