В 2005 году в журнале «Техника и Вооружение» вышла серия моих статей, посвященных подвеске танков.
При описании подвески Т-64 некоторые утверждения получились неоднозначными, а некоторые ошибочны. За прошедшее время появились соответствующие источники информации, что позволяет исправить былые ошибки.
Цитата из статьи:
Система подрессоривания танка Т-64 имеет одну из самых высоких характеристик плавности хода среди отечественных танков. За счет балансиров большей длины по сравнению с балансирами Т-72 и торсионов низкой жесткости (сравнительно тонкий сильно заневоленый стержень) достигнуты большие полные ходы катков и мягкость подвески.
Знаю авторов, которые принципиально не признают даже явные свои ошибки, прикрываясь любыми отговорками, демагогией, переходом на личности. На их месте, имея такое желание, я бы смог доказать, что формально ошибок в этой цитате нет, а если кто-то понял не так, как написано, то это не я фигню написал, а он такой плохой читатель и это его проблемы.
Тем не менее, разберем что же здесь не так и может ввести читателей в заблуждение.
Указано, что балансиры Т-64 длиннее, чем на Т-72, за счет чего достигнуты большие полные ходы катков (имелись ввиду больши́е, но можно прочесть и бо́льшие). На Т-64 в самом деле большие ходы катков, только динамический ход (~233 мм) больше, чем на танках предыдущего поколения (Т-54) полные ходы катков (~224 мм). Однако, при сравнении длины балансира Т-64 с Т-72 из фразы можно сделать неверный вывод, что полный ход катков Т-64 так же больше, как и длина балансира, но это не так.
Когда упоминается «сравнительно тонкий» торсион Т-64, это также подталкивает к неверному выводу, что он тоньше торсиона Т-72, что тоже не так.
Посмотрим на некоторые конструктивные параметры подвесок Т-64 и Т-72.
Некоторые конструктивные параметры систем подрессоривания
Радиус балансира* [1]: 380 мм (Т-64); 250 мм (Т-72).
Длина торсиона [2]: 1327 мм (Т-64); 2310 мм (Т-72).
Рабочая длина торсиона**: 1155 мм (Т-64); 2090 мм (Т-72).
Диаметр торсиона [2]: 48 мм (Т-64); 47 мм (Т-72).
* Радиус балансира — расстояние между осями опорного катка и балансира (торсиона).
** Рабочая длина по стержню торсиона постоянного диаметра, получена построением по чертежам [2].
Ход катков систем подрессоривания
Для танков Т-64А первых выпусков ход катков с первого по шестой [3]:
статический, мм: 86; 113 (со 2-го по 5-й); 108,5.
динамический, мм: 200,5; 196; 195,5; 194,5; 193,5; 195,5.
полный: от 286,5 до 309 мм.
Подвеска Т-64 постоянно улучшалась, технология изготовления торсионов совершенствовалась, ход катков увеличился примерно на 40 мм. С достаточной точностью ход катков Т-64А на начало 1980-х гг. удалось получить из нескольких чертежей [4].
Для танков Т-64А (начало 1980-х) ход катков с первого по шестой:
статический, мм: 75; 116; 117; 118; 119; 115.
динамический, мм: 246; ~234; 229; 226; 229; 232.
полный: от 321 до ~350 мм.
По данным из [5, с. 105] средний статический ход подвески Т-64 (без уточнения модификации) составляет 90 мм, а динамический — 245 мм (по приведенным выше данным из чертежей — 110 и 233 мм соответственно).
Для танков Т-72 имеются следующие данные.
Без указания модификации [5] (вероятно Т-72Б):
средний статический ход 107 мм;
средний динамический ход 271 мм.
Без указания модификации [6] (издание 1984 г., это скорее Т-72 или, возможно, Т-72А):
статический ход от 47,5 до 118 мм;
динамический ход от 204 до 260 мм.
Схема ходовой части Т-72Б [7, с 118]:
В соответствии со схемой:
Отсюда, средний статический ход 93 мм, динамический — 272 мм.
Жесткость подвески
Жесткость подвески — один из важнейших параметров, определяющих плавность хода танка (подробнее о плавности хода см. [8]). Для жестких подвесок характерны повышенные вертикальные ускорения корпуса от неровностей местности, что снижает условия обитаемости экипажа и точность стрельбы. Жесткость подвески характеризуется коэффициентом жесткости, измеряемым в кН/м или кг/см.
Средняя жесткость подвески Т-64 — 220 кН/м [5].
Средняя жесткость подвески Т-72 — 265 кН/м [5] или 310–435 кН/м [6, с. 315].
Как для Т-64 с торсионом большего диаметра (48 против 47 мм) достигнута меньшая жесткость? Очень просто. При большем в 1,52 раза радиусе балансира во столько же раз требуется меньшее усилие для закручивания торсиона равной упругости (курс школьной физики).
Угол закрутки торсионов
Нередко утверждается, что вдвое меньший торсион Т-64 во столько же сильнее закручивается.
Из приведенных выше данных следует, что рабочая длина торсиона Т-72 в 2090 / 1155 = 1,8 раз (не вдвое) больше, чем торсиона Т-64.
Угол поворота балансира Т-72 на полном ходе катка составляет примерно 73°, а Т-64 за счет балансира большей длины — 49°.
Приведя угол закрутки к метру рабочей длины торсиона, получим:
удельный угол закрутки торсиона Т-64 — ~42,4°/м;
удельный угол закрутки торсиона Т-72 — ~35°/м.
Иными словами, торсион Т-64 закручивается в 1,21 раз больше (далеко не вдвое).
Заключение
За счет мягкой подвески (наименьший коэффициент жесткости подвески среди советских средних и основных танков) Т-64А имеет высокую плавность хода на мягких грунтах и проселочных дорогах с низкими и средними неровностями, что обеспечивает хорошие условия обитаемости экипажа и стрельбы.
При движении на дорогах с твердым покрытием (бетон, асфальт), из-за внутренней амортизации катков вибрационные нагрузки на машину и экипаж Т-64 выше в сравнении с Т-72 и Т-80.
За счет подвески высокой жесткости, бо́льших полных и динамических ходов катков танки семейства Т-72 без пробоя подвески могут преодолевать бо́льшие неровности и трамплины в сравнении с Т-64, с меньшими ограничениями скорости по условию пробоя подвески.
Из-за сравнительно короткого балансира и большого угла его поворота конструкция подвески Т-72 не имеет заметного резерва на повышение плавности хода за счет увеличения хода опорных катков. На опытном объекте 478ДУ с ходовой частью по типу Т-64 с полноразмерными торсионами полный ход катков был больше, чем на Т-72Б.
Спасибо товарищу Wen-Jian Chung за идею написания статьи.
Автор: В. Чобиток
Источники информации
- 434.51.020 Балансир; 172.51.021 Балансир 1-ой, 2-ой, 6-ой подвесок.
- 434.51.059/060 Вал торсионный; 172.51.015-1 Вал торсионный.
- 434.51сх-2 Схема ходовой части, 1968.
- 434.01.001сб-5 Корпус и узлы основных сварных соединений; 434.01.006сб-3 Днище; 434.51 К7 Схема установки блоков подвески.
- Базовый тип ходовой части для перспективного танка / Кебало П. В., Мормило Я. М., Радченко И. Г. и др. // Интегрированные технологии промышленности. — 2007. — № 3.
- Конструкция и расчет танков и БМП. Учебник / Чобиток В. А., Данков Е. В., Брижинев Ю. Н. и др. — М. : Воениздат, 1984. — 376 с.
- Современные танки / Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г.; под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М. : Арсенал-Пресс, 1995. — 320 с.