Прочел в «Эль Паис» большую статью журналистки Вири Риос, посвященную Мексике. Интересный материал, прекрасное изложение. Хочется познакомить вас с тем, о чем поведала Вири. К сожалению, я готов поместить здесь лишь сокращенный пересказ ее текста, который, к еще большему сожалению, будет передан уже моими собственными словами.
Риос начинает с того, что неравенство в Мексике велико, но укрыто от глаза. Богатые живут на отдельных, закрытых и изолированных территориях. Для них Мексика – это гетто, защищаемое частной охраной, в котором дети знакомятся друг с другом в одних и тех же школах, а прощание с умершими происходит в одних и тех же похоронных бюро. По этой причине, несмотря на то, что Мексика – одна из стран с самым большим неравенством в мире, люди редко его ощущают.
Богатые не знают, как живут бедняки, потому что они с ними не знакомы. Жилища мексиканского высшего класса расположены на площади примерно 1.467 квадратных километров, что составляет 0,07% национальной территории. Бóльшая часть этой территории обнесена забором. Оттуда они контролируют 47% богатств страны. Поэтому в некоторых школах, ориентированных на семьи с высокой покупательной способностью, устраивают для учащихся экскурсии в места проживания бедняков, чтобы они «стали ближе к людям, сильно отличающимся от тех, к которым они привыкли», - объясняет университетский преподаватель Рамон Леукона. Некоторые люди с низкой покупательной способностью посещают по работе микрорайоны высшего класса, но зачастую не способны оценить размер наблюдаемого ими богатства. Если у среднего мексиканца спросить, каков заработок богатых людей, он ответит: 38 000 песо в месяц (примерно 1 900 долларов; далее все суммы я буду указывать сразу в более понятных нам долларах. – Старпер). Таков результат исследования, проведенного преподавателями колледжа Мехико. В действительности доход богатых семейств в 37 раз больше названного.
Есть горстка мест, где неравенство мгновенно бросается в глаза, но найти их так же трудно, как иголку в стоге сена. Для того, чтобы понять, как живется на обоих социальных полюсах, «Эль Паис» отыскала микрорайоны, сильно отличающиеся по покупательной способности своих жителей и граничащие между собой или находящиеся вблизи друг от друга.
Согласно нормам Национального совета по оценке политики социального развития, человек по своим доходам не принадлежит к беднякам, если он зарабатывает 210 долларов в месяц.
Были проанализированы десятки социально-экономических переменных и их функционирование на территории Мексики. Были проработаны данные 45 000 географических мест и 94 000 границ между микрорайонами. Были проанализированы такие показатели, как количество жилищных единиц, хозяева которых владеют частными медицинскими страховками, подписаны на интернет. Также был учтен размер жилой площади, приходящейся на одного члена семьи.
Различия в некоторых из этих зон крайнего неравенства столь бездонны, что можно почувствовать себя попавшим в машину времени. В бедных микрорайонах образовательный уровень соответствует существовавшему в Мексике 10 лет назад. В богатых – ожидающему страну через 123 года. Пройти несколько кварталов в этих местах равнозначно перемещению между континентами. Здесь переходишь от цифр доступа в интернет наравне с Голландией (в богатых микрорайонах) к цифрам Гаити (в бедных). С одной стороны улицы количество компьютеров на душу населения аналогично Франции, а с другой – Гватемале.
В Мексике покупательная способность носит чрезвычайно концентрированный характер. Например, на площади 0,7 км2 в Нуэво Поланко зарегистрировано большее число подписок на цифровое ТВ, чем на 50 км2 города Мехико. А на площади всего пяти квадратных километров Сапопана больше частных медицинских полисов, чем на 182 кв. км штата Халиско.
Мексиканские богачи привыкли жить изолированно. Микрорайоны высшего класса редко соседствуют с бедными. Богатые обычно окружены высшим средним классом, а бедные – низшим средним классом. Поэтому неравенство в Мексике ощущается как градиент, а не прерывность.
Фактически 93% мексиканских микрорайонов соседствуют с микрорайонами, очень на них похожими.
Например, если доход твоей семьи составляет 11 500 долларов в месяц, очень маловероятно, что твоими соседями будут люди с доходом менее 1 300 долларов. И наоборот, если твой семейный доход равен 150 долларам, то вряд ли рядом будут соседи с доходом более 450 долларов. Всего лишь 1 % богатых микрорайонов соседствуют с бедными.
Богатые, считая, что правительство неспособно обеспечить им безопасность, в качестве мер по защите от преступности обносят места своего проживания бетонными стенами высотой в несколько метров. К этому добавляется частная охрана и провода под напряжением.
В Мексике страх превратился в многомиллионный бизнес. Расходы на частную безопасность в стране составляют 1,7 % ВВП, в семь раз больше, чем федеральные расходы на государственную безопасность. Каждые два с половиной часа кто-то покупает бронированный автомобиль, а в Нуэво-Леоне, одном из самых богатых штатов Мексики, число частных охранников в восемь раз превышает количество полицейских и агентов службы движения.
В некоторых микрорайонах для богатых есть зоны частного владения внутри большой зоны частного владения, которые отделены от остальной территории частного владения собственной стеной. Богатые мексиканцы живут, напоминая самую маленькую куклу в матрешке – сжатые своим страхом, они окружены слоями и слоями частной охраны, пытаясь умерить этот страх.
При этом существует интересная статистика. Если сравнить богатый микрорайон Мехико Фуэнтес дель Педрегаль и бедный Популар Санта Тереса, то окажется, что за последние четыре года число краж на улицах на 449 % выше в богатом микрорайоне, чем в бедном, число жертв преступности в богатом тоже почти в пять раз больше. Конечно, на статистике сказывается то, что жители Педрегаля с большей охотой обращаются с заявлениями в полицию. Они надеются на получение страховой выплаты. Однако это не единственная и не главная причина такой разницы.
Как показал в своей работе преподаватель Центрального университета Оклахомы Нил Метц, в обстановке крайнего неравенства не бывает таких денег, которых бы хватило, чтобы купить мирную жизнь, особенно для самых богатых. «По мере расширения пропасти в доходах между микрорайонами, преступления против собственности в самом богатом микрорайоне растут», - объясняет Метц. Неравенство порождает социальную изоляцию и слабость взаимодействия между соседями. Неравенство порождает недоверие и страх, которые, по иронии судьбы, увеличивают возможности для возрастания преступности. Формируется спираль страха.
По большому счету, миллионные расходы на частную охрану ничего не дают. Бóльшая часть краж в Педрегале происходит внутри частных владений, потому что нанятые охранники недостаточно подготовлены. Средняя месячная зарплата частного охранника составляет 235 долларов, несмотря на то, что им приходится работать в среднем 61 час в неделю.
Жители бедных районов, не имея возможности тратиться на частную охрану, предпочитают организовывать самооборону.
Вири Риос сравнивает жизнь в обстановке крайнего неравенства с аквариумом, в котором более крупная рыба пожирает более мелкую, пока более крупная, чем первая, готовится проглотить ее саму. Она приводит примеры многочисленных случаев обмана клиентов строительными компаниями. При этом в судебных разбирательствах чаще всего побеждает более богатый.
Частная сфера стала определяющей для многих сторон жизни общества. Число частных больниц в два раза превышает число государственных. Среди богатых семей частное образование и медицинские услуги очень популярны. 70% детей богатых людей отданы в частную школу, а 59 % этих семей пользуются частными больницами.
В бедных микрорайонах Мексики сосредоточена основная часть жилищ с туалетом на улице, без водоотвода, без водопровода и без электричества.
Внутри самогó высшего класса тоже существует очень большое неравенство. Если бы 10 % самых богатых семей страны были помещены на один остров, этот остров стал бы страной с самым большим неравенством в мире, антиутопией типа Южной Африки. В высшем классе есть семьи с доходом 2 500 долларов в месяц, а есть Карлос Слим, располагающий богатством в размере 81 миллиарда долларов.
В целом, пропасть неравенства, существующую в Мексике, характеризует следующий факт. Из всех стран мира только в Мозамбике и в Центрально-Африканской Республике в руках 1% самых богатых людей сосредоточен больший доход, чем в Мексике.
ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2527 ДНЕЙ (ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА")