Найти в Дзене

Читая Апокалипсис Святого Апостола Иоанна Богослова. Часть четвертая. Впереди нас ждет тысячелетнее Царство Христа на земле.

Предварю свой дальнейший рассказ про свои размышления о книге Откровение Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова следующим рассказом.

За время нашего с женой супружества, супруга умудрилась защитить диссертацию, и стала носить почетное звание "ка-бе-эн". Я тоже учился, но не потянул.

"Не вынесла душа поэта бюрократического гнета" - как я говорил. Пока супруга училась в аспирантуре, родила троих детей.

Все было на моих глазах. В науке я еще стал более глубоко сомневаться после этого. Наука для меня с тех пор - это как правильно расставить запятые в библиографическом списке. Кто защищался, тот поймет.

Моя же супруга перед этим стала свидетельницей еще более вопиющего случая научности научной науки. Будучи "спортсменкой, комсомолкой, и просто отличницей" она писала дипломную работу под руководством уважаемого в местных научных кругах человека. Ходила и считала листики на клевере по всей области и выяснила, что вопреки общепринятому мнению, не зависит экологическая обстановка в регионе от внешнего вида клевера. Это же самое подтвердил и научный руководитель. Но когда дерзнули сию информацию довести до сведения сведущих людей, поступил краткий ответ:

-Как так не соответствует?! У нас уже карты все напечатаны!

Чувствуете налет бюрократизма, и самого что ни есть научного подхода! Попробуй усомнись!

-А куда нам тогда девать всех других кандидатов, докторов, профессоров, академиков, кто уже госнаграды получил по этому же вопросу и расписался в ведомостях? А кто-то уже покоится на кладбище и его достижения увековечены на памятных гранитных досках: "Здесь жил великий ученый N, который доказал, что клевер является прямым показателем экологической ситуации в данном регионе".

Богословие является такой же наукой. Слушая сегодня лекции по патрологии, автор так и сказал: "Я пишу диссертацию в МГУ на философском факультете, моя тема называется "Византийская философия". На богословском языке это тоже самое, что и патрология".

И да, увы! Все "достижения" науки пустили свои руки и в богословие. Раньше я никогда бы не подумал, что возможно усомниться в чем-либо в богословии.

А все началось с того, что когда Господь привел к частому причащению - на каждой литургии, я вдруг осознал: в сердце воцаряется Христос!

А до этого ни Иисусова молитва, ни посты, ни якобы добрые дела к этому не приводили десятилетиями можно сказать. А тут один другой десяток месяцев "Со страхом Божиим и верою приступите" - и вот: в сердце Христос! От избытка сердца говорят уста.

Как так получилось, что за 20 лет помноженные на 54 воскресных дня дополненные всенощными и праздниками, после которых звучат проповеди, ни я, ни моя жена, ни мои близкие православные друзья слухом не слышали и глазом не видали, что есть такие апостольские правила. И в 8 - 9-ых правилах которых четко сказано: не причастился на литургии без веской причины - больше не христианин! И точка.

А как только начал выполнять сие правило, сразу в сердце Христос! Евангелие и святые отцы зазвучали радостным и животворящим голосом! Все святые - родные! Христос - в сердце. Бог Отец - наш Отец. Дух Святой - всегда рядом. Откуда и отчего это?

Прелесть?!

Бывает ли прелесть от причастия, от соединения с Господом?

После этого стали возникать и другие сомнения и вопросы. И вот дело коснулось книги "Откровение". Так получилось. Слишком много среди друзей и подписчиков об этой книге говорилось.

И не потому, что канал называется Православный оптимист, а потому что я лично есть православный оптимист, при очередном более внимательном прочтении книги Апокалипсиса и ее комментариев, для меня стали очевидными следующие оптимистические вещи.

Сравнивая эти свои оптимистичные открытия и общепринятую концепцию трактования книги "Откровение", все это напомнило мне рассказы в начале данной статьи о научных похождениях в научных кругах моей супруги.

А именно: не столько страшна книга Библии Апокалипсис, как ее нам преподносят ее толкователи и комментаторы. Хотелось бы сразу поделиться многими открытиями, но все постепенно.

Пока нужно собрать побольше доказательной базы, что в 12 главе книги "Откровение" все таки говорится о Пресвятой Богородице, а не о Церкви. Все таки большинство комментаторов однозначно говорят: жена - Это Церковь.

Решил перепроверить. Оказалось, большинство комментаторов и толкователей ссылаются на Св. Андрея Кесарийского, который (якобы) первым дал системное толкование Апокалипсиса.

Хотя в прошлой статье я привел цитаты с сайта Экзегет.ру, где говорится, что другой толкователь был первым - Экумений (не имеет ничего общего с экуменизмом), и он говорил именно о том, что "жена" - это Пресвятая Богородица.

Итак, почитаем, что говорит о 12 главе сам Св. Андрей Кесарийский:

"Под женою, облеченною в солнце, некоторые всецело разумели Пресвятую Богородицу, потерпевшую еще прежде, чем познан был ее Божественный Сын. Но как Господь наш родился за долго пред сим, то великий Мефодий, считая сказанное несоответствующим Владычнему рождению, принимает жену за Святую Церковь." https://azbyka.ru/biblia/in/?Apok.12:1&r

Получается, что сам Св. Андрей Кесарийский знал, что есть и иное толкование "жены", которое "некоторые всецело разумели", и они были до Св. Андрея, но лично Святитель решил придерживаться точки зрения пока незнакомого нам Мефодия, что "жена" - это Церковь.

Тогда я решил поинтересоваться годами жизни Святителя.

Дальше я наткнулся на интересную информацию:

1. Годы жизни Святителя Андрея Кесарийского неизвестны, как неизвестна и его биография, кроме того, что он написал Толкование на Апокалипсис. Соответственно житие его отсутствует.

2. В святцах отсутствует имя Архиепископа Андрея Кесарийского

3. Самое известное толкование на Апокалипсис Арх.Андрея Кесарийского на славянском языке сильно больше, чем на языке оригинала, в отдельных местах объем текста при переводе увеличился в 4 раза, так что в отдельных местах меняется богословский смысл: "текст «Апокалипсиса толкового» значительно короче того, что сегодня является общепринятым. Причем, некоторые места являются очень важными в плане богословских дискуссий." https://bogoslov.ru/article/1796456#_edn1

4. Скачать труды арх.Андрей Кесарийского очень просто. По запросу находится очень много его работ. Согласно сайта экзегет.ру у него 401 толкование на книги Нового завета. В тоже самое время другой толкователь вышеупомянутый Экумений согласно сайта экзегет.ру имеет 460 толкования на книги Нового Завета, т.е. его дошедших до нас трудов насчитывается даже более, чем у арх. Андрея Кесарийского. Однако, сколько я не искал, мне так и не удалось скачать его комментарии на Апокалипсис в полном виде, только по частям, просматривая отдельно толкования на статьи Откровения. Поисковик постоянно сразу выводит другого Экумения - Триккского десятого века. А скачать самое полное толкование на книгу "Откровение" автора, о котором так сказано в Православной энциклопедии:"Икумений [Экумений], византийский экзегет (VI в.), автор древнейшего полностью сохранившегося греческого комментария на Откровение Иоанна Богослова" пока мне не удалось. https://www.pravenc.ru/text/389083.html

Сразу возникают сомнения:

"А был ли мальчик?"

А не подлог ли это?

Не есть ли это некая пропаганда одного автора и умаление значения другого?

Сразу полезли крамольные мысли:

Нашел диавол своего адепта, очень тонко и изящно изложил Апокалипсис, при паре переписок, вместо архиепископа, появилось Святитель, потом дело рук пропаганды, хороших тиражей и переводов. А это в свое время было большим показателем!

Каждый последующий толкователь, при жизни являясь обычным человеком грешным, и по мере своей святости считавший себя самым грешным человеком, не имея смелости что-то дать совсем шокирующе свое, смирялся перед мнением Св.Андрея Кессарийского. И просто дополнял его.

Например Иоанн Златоуст, просто воздержался от всяких комментирования книги Откровение, есть несколько цитат, взятых им, но не более.

Свое личное комментирование книги Откровения связано с тем оптимистичным настроем, который присутствовал у меня многие годы и усилился, когда мы стали причащаться регулярно на литургиях.

Когда Христо воцаряется в сердце и Христос становится Любовью, которая превыше всего, многие толкования апокалипсиса кажутся не просто пессимистичными. Нет. Они унылые и доходящие до отчаяния, от которого до ропота на Бога один шаг.

Это я на протяжении лет наблюдаю в среде православных и сам был немного в период пандемии причастен к этим настроениям. Скажу личное мнение после того, как я прошел три стадии: стачала не был подвластен апокалиптическим настроениям, потом стал подвластен, а потом снова их отринул. Это бесовское дело. Это губительное дело для нас православных поддаваться такому вИдению мира, когда слова Апостола "постоянно радуйтесь" становятся просто невыполнимыми: чему радоваться? Кругом апостасия.

Имея внутри себя некое умозрительное несогласие вначале со всеми этими настроениями и толкованиями, я начал вчитываться и изучать насколько это мне возможно и доступно в стихи Апокалипсиса, и вот к каким оптимистичным выводам я пришел:

БОльшую часть описываемого кошмара для человечества в Откровении, человечество уже прожило. В том числе и те страшные 3.5 года, когда приходил и правил антихрист.

Впереди человечество ждет тысячелетнее царство Христа, в течение которого будет проповедано Евангелие всем народам. Когда это будет - нам неизвестно.

По своим ощущениям частой пасхальной радости после личного евхаристического рождения, когда Христос явственным путем ощущается на сердце, считаю, что это тысячелетие связано с Евхаристическим возрождением в Православии в России.

По личному опыту могу сказать, что пока 2-3 года не будешь причащаться каждое воскресение, то нет способа познать Христа, принять Христа в сердце, бороться со страстями и исправляться, не возможно видеть свои постоянные согрешения, и просто быть христианином.

Соответственно, Тысячелетнее Царство Христа - это когда многие люди будут не просто православными христианами, но и будут постоянно причащаться, изменяться в лучшую сторону и будут ощущать Царствие Божие внутри себя при этой земной жизни.

Пока Христос не воцаряется в сердце, Евангелие не понято, соответственно Евангельскую проповедь мы не услышали, и нам ее не проповедали. Поэтому пока не то что в России, но и во многих странах мира количество людей, которым Евангелие было бы проповедано, крайне мало. Просто слышать и читать Евангелие - это не тоже самое, когда Евангелие проповедано: Благая весть должна радовать сердце, а если сердце уныло, то значит и нет Благой вести и нет проповеди.

Источник: выдано Дзен по запросу Тысячелетнее Царство Христа
Источник: выдано Дзен по запросу Тысячелетнее Царство Христа

Теперь я вкратце поделюсь тем, как это я умозрительно вижу нас страницах Откровения.

1. Книга Откровения - книга о прошлом, настоящем и будущем на момент написания Иоанном Богословом, что для Бога является вечностью.

2. 12 Глава Откровения - это начало Нового Завета, Это Рождество Господа Нашего Иисуса Христа

3. 5-11 Главы Откровения - это духовные события предшествующие Рождеству Христова.

4. 12-20 главы - это Последние времена, которые начались с момента Рождения, Крестной Смерти и Воскресения Христа и продолжаются сейчас.

5. 21-22 главы - это вИдение Новой жизни

Таким образом после вступительных глав с 1 по 4, далее Откровение нам повествует о духовной сути библейских событий вплоть до вечной жизни в Новом Иерусалиме, причем повествуются события в обычном хронологическом порядке и не повторяются.

Примечательно, что все упоминания о страшных трех с половиной лет, когда будет править антихрист, они все находятся с 11 по 13 главу, я нашел в книге Откровение 4 таких упоминания:

1. "И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем.

А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца." Откр.11:1-2

2. "А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней." Откр.12:6

3. "И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени." Откр.12:14

4. "И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца." Откр.13:5

И длились эти три с половиной года тогда, когда дьявол и бесы были сброшены с неба около момента рождения Христа.

и дьявол со всей силой сразу набросился на человечество, чтобы найти и уничтожить рожденного Христа. Началось это с убийства 2000 младенцев. Богородица была укрываема в Египте все это время. А на земле творился сущий ад. и дьявол потерял следы Богородицы и Младенца Христа.

Вообще, одними из главных действующих лиц книги Откровения является темные силы. Их поражение очевидно описано на страницах Откровения, и для нас нынеживущих бОльшая часть этих посрамлений уже случилась. именно дьявол является заинтересованным лицом, чтобы представить все это в ином свете, что все еще будет: дрожите твари человеческие, я иду.

Но для того Иоанн Богослов и открывает нам духовную суть библейских событий, чтобы показать, насколько несоизмеримо велика сила Господа, Отца, Сына и Святого Духа, что дьявол даже не может быть сравним с ним. Его Архистратиг Михаил сбрасывает с неба. Это было первым посрамлением, далее были еще как минимум два посрамления д. Но об этом уже в следующей статье.

PS.

Уже после написания статьи я посидел подольше в поисках полной книги Экумения. Очевидно, что книга доступна под названием The Complete Commentary of Oecumenius on the Apocalypse, но только на греческом языке. Поэтому в русском переводе поисковик не выдает данную книгу. https://books.google.ru/books?id=VvtLAwAAQBAJ&hl=ru

Книга Полный комментарий Экумения на Апокалипсис. Теперь напечатанная впервые с манускриптов Мессина, Рима, Салоник и Афин
Книга Полный комментарий Экумения на Апокалипсис. Теперь напечатанная впервые с манускриптов Мессина, Рима, Салоник и Афин

Впервые книга Экумения была напечатана получается в 1928 году согласно THESAURUS LINGUAE GRAECAE ® A Digital Library of Greek Literature

OECUMENIUS Philosophus Exeget., Phil.A.D. 6 1. Commentarius in Apocalypsin {2866.001}
Exeget.
H. C. Hoskier, The complete commentary of Oecumenius on the Apocalypse, Ann Arbor: University of Michigan Press, 1928: 29-260.
Word Count: 54,456
OECUMENIUS Philosophus Exeget., Phil.A.D. 6 1. Commentarius in Apocalypsin {2866.001} Exeget. H. C. Hoskier, The complete commentary of Oecumenius on the Apocalypse, Ann Arbor: University of Michigan Press, 1928: 29-260. Word Count: 54,456

Соответственно большинство комментаторов на Апокалипсис не имело возможности знакомиться с Экумением, а так как это самый полный и самый первый комментарий на Апокалипсис, то конечно же для желающих разобраться в книге Откровение знакомство с этим источником должно представлять очень большой интерес.