В 1912 году в России была издана книга Елизаветы Дьяконовой «Дневник русской женщины». На нынешний взгляд, ничего особенного из себя эта книга не представляла, кроме, разве что, личности её автора, а вернее даже не личности, а таинственных обстоятельствах её смерти. Елизавета Дьяконова, девушка 28 лет от роду, происходившая из купеческого семейства, окончившая Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге и учившаяся в Париже на юридических курсах, таинственным образом погибла в горах Тироля в 1902 году. Обстоятельства её смерти так и остались нераскрытыми.
С 11 лет и практически до смерти Лиза вела дневник, причём последнюю его часть, охватывающую по времени её студенческие годы, по-видимому, изначально готовила к печати. Возможно, литературное творчество стало бы профессией Елизаветы Дьяконовой, поскольку до её смерти были опубликованы некоторые её заметки, очерки, рассказ. Сам же дневник, куда вошли и её прочие литературные опыты, опубликовали её братья уже после её смерти.
Что же такого особенного есть в дневнике провинциальной девушки, что на основе его анализа Павел Басинский написал целую монографию? Я бы сказала, что ничего выдающегося – обычный дневник колючей девочки-подростка, молодой замкнутой девушки-интраверта, которой явно не хватало любви – материнской, дружеской, братско-сестринской – всякой.
Дневники в подростковом возрасте писали многие, особенно девочки, особенно неглупые, особенно одинокие и экзальтированные. Не всё, написанное в этих тонких или толстых тетрадках, является правдой. Не все противоречия, найденные на дневниковых страницах, надо считать загадками – просто надо учитывать, что пишет ещё не сформировавшаяся личность, противоречивая сама по себе.
(«…я женщина изломанная, если можно так выразиться, я полна противоречий самой себе… я вся состою из крайностей, а потому и думаю двойственно», - пишет 17-летняя Лиза).
Но, к чести Павла Басинского, надо сказать, что на основе этого подростково-девического дневника он провёл блестящий анализ жизни определённых кругов российской провинции, и, читая его книгу, мы видим не только «страдания юной Лизы», но и нюансы провинциального, столичного и зарубежного быта конца 19-начала 20 века.
Нравы, обычаи, правила, круг чтения, система образования, положение женщины в России и за рубежом. Это последнее, пожалуй, главное в книге, поскольку с подачи Павла Басинского Лиза Дьяконова считается одной из первых феминисток в России. Хотя ничего особенного в своей жизни совершить она не успела. Смогла лишь вырваться из-под опеки маменьки и поступить на учёбу, да написала статью, полемизирующую по женскому вопросу с самим Львом Толстым.
Читая строки дневника Лизы, приведённые Павлом Басинским, мы достаточно ясно можем представить характер этой девушки. Была она в детстве, что называется, «гадким утёнком», что и предопределило, на мой взгляд, её склонность к рефлексированию и стремление к образованию. А ей так хотелось быть красивой, хотелось вырваться из провинции, где её ничего особо не держало. Если бы встретился ей достойный молодой человек, который позвал бы её замуж, думаю, пошла бы она с охотой за него, и вырвалась бы из семьи этим путём. Но не сложилось.
С большим трудом удалось ей поступить на Бестужевские курсы, но и переезд в столицу, смена обстановки и окружения не принесли ей душевного спокойствия. Было, видимо, что-то в её характере, мешающее свободному общению со сверстниками. В Петербурге была она такой же одинокой, как и дома, даже ещё более одинокой, потому что дома всё-таки были у неё мама, сёстры и братья, прочие родственники, любившие её.
Следующим шагом Лизы стал её отъезд в Париж для продолжения учёбы. А это уже совсем другая история. Парижский дневник девушки нельзя принимать всерьёз на все сто процентов: во-первых, она хотела его публиковать, а значит, изначально не всё написанное соответствовало реальности, а во-вторых, всё же, похоже, была она нездорова, и были у неё проблемы с психикой. Кстати, именно эти проблемы и привели к тому, что она впервые влюбилась, как это часто происходит с замкнутыми одинокими натурами, в того, кто первым проявил к ней хоть малейший интерес. А в данном случае это оказался её врач-психиатр, к тому же француз, а если Лиза и подумывала о возможности выйти замуж, то лишь за француза. Банальная ситуация – влюбиться в своего врача, который не может ответить ей взаимностью по правилам врачебной этики, даже если бы она ему действительно нравилась. А девушка страдала. Впрочем, кто в юности не страдал из-за неразделённой любви? Так что и тут ничего особенного.
Конечно, прочитав книгу, невозможно не прочитать сам дневник, сам первоисточник. Что я и сделала.
Дьяконова, Е. Дневник русской женщины.
Первая часть дневника не представляет из себя совершенно ничего особенного: обычные милые записи подростка, полные пустяков и глупостей, с перепадами настроения от радости жизни до желания немедленно умереть или уйти в монастырь. И в некоторых местах я обратила внимание на мелочи, о которых Басинский не пишет. Вот, к примеру, он везде пишет, что у Лизы не было хороших взаимоотношений с матерью. Это не так. Не раз Лиза пишет о своей любви к матушке, но тогдашняя система воспитания очень сильно отдаляла мать от детей.
«С детства и до отрочества мы были отделены от матери целым рядом нянек и гувернанток; мы не знали матери, она не знала нас. Мы не привыкли передавать маме с малых лет свои впечатления, думы и чувства; мама нас об этом и не спрашивала; позднее же сойтись было труднее. Я очень люблю маму, но никогда между нами не было разговора, как говорится, “по душе”…»
Если бы мама находила больше времени для бесед со своими детьми, особенно, с дочерьми, то во многом их характеры могли бы сложиться по-другому, они бы чувствовали себя более нужными в семье, более защищёнными перед внешним миром. А так многие премудрости Лиза узнавала, к примеру, от прислуги или гувернантки. А отчуждение и негативные чувства к матери появились у неё позднее, уже годам к 20-ти, когда она изнывала дома от ничегонеделания.
«Я совершенно не понимаю любви к родителям. Отца — не помню, — а мать… зачем она не умерла, когда мы были маленькими?»
- это, между прочим, писал уже не подросток-максималист, а 25-летняя взрослая девица!
Улыбнул эпизод с объявлением 16-летней Лизы в газету о поисках работы в качестве учительницы. Это казалось ей таким неприличным и стыдным!
«О, наверно, папа запретил бы мне и думать об этом, если б узнал, что его родная дочь, не менее гордая, чем и он, сама решилась поместить объявление, как самая последняя городская учительница…»
Мама с бабушкой придерживались такой же точки зрения, и карьера учительницы не состоялась.
Страницы дневника, датированные временем учёбы Елизаветы на Бестужевских курсах, во многом посвящены лекциям, которые производили на юную провинциалку большое впечатление, особенно поначалу. Но писать она стала реже: учёба занимала у неё много времени и сил. Часто в её записях сквозит отчаяние, что она многого не может понять. Очень много возвышенной риторики, как будто списанной откуда-то:
«Люди! Если б вы могли понять всю великую истину братской любви — не было ни войн, ни революций, ни угнетателей, ни угнетаемых, ни богатых, ни нищих, — словом, не было бы тех социальных бедствий, которые вызывают вышеуказанные потрясения, а природное неравенство сглаживалось бы самоотвержением более сильных в пользу слабых»,
ну и так далее.
Много рассуждений о социальной жизни общества, об общественных движениях, о религии. Видно, что Лиза по-прежнему одинока, её сёстры-подруги выходят замуж, ей не с кем поговорить о том, что занимает её мысли, и поэтому она пишет письма, бросается к людям, которым, в принципе, нет дела до экзальтированной девицы, которая, не успев начать свою речь, уже сотрясается в рыданиях.
Третья часть дневника – о времени после окончания Бестужевских курсов. Если, поступая на курсы, Елизавета планировала стать народной учительницей, то к окончанию учёбы она уже вовсе не была уверена в своём учительском предназначении и предпочла уехать в Париж учиться на юриста. Правда, с учёбой не очень заладилось – постоянные головные боли заставили Лизу больше общаться с врачами, чем с профессорами. И одиночество тоже никуда не ушло:
«И хотелось бы мне сказать громко: “Люди! вот среди вас гибнет человек, которому нужно так мало, так мало… искра любви, ласки, участия…
Дайте мне её и я оживу! я буду снова в состоянии работать!”
Но я знаю, что гордость запрещает мне показывать людям, как я страдаю… она и на курсах заставила меня замкнуться в себе… И люди всё равно не поймут, что мне надо… Так что некому мне этого дать…»
Не очень, правда, понятно, в самом деле, а чего же она так страдает? Выдумала себе, что виновата в том, что её младшая сестра Валя вместо того, чтобы учиться, вышла замуж. Между тем Валя прекрасно живёт с мужем и воспитывает двух дочерей. Похоже, ревность к женскому счастью не оставляет Елизавету в покое, и даже врач-психиатр, которого Елизавета спутала с психоаналитиком, советует ей выйти замуж. И 25-летняя девушка лукавит, кокетничает сама с собой:
«Выйти замуж! Как это ни странно может казаться, но я об этом ни разу не думала. Выйти замуж! Это значит полюбить. И одно новое соображение впервые пришло мне в голову: а ведь, в самом деле, — я ещё никогда никого не любила, и меня ещё никто никогда не любил…»
Про её несбывшуюся влюблённость к этому самому доктору не буду даже писать – об этом подробно написал Басинский. Добавлю лишь, что, несмотря на безответность этого чувства, оно всё же оказало на Елизавету положительное влияние: по крайней мере, она стала интересоваться не только общественными вопросами, но и женскими штучками – нарядами, шляпками, в ней проснулся интерес к жизни, появилась уверенность в себе, и сразу же появились и кавалеры.
В этой части дневника наиболее интересными для меня стали страницы, посвящённые путешествию Елизаветы в Англию – там много серьёзных и зрелых рассуждений девушки о толстовстве (она познакомилась с Чертковым), о разности характеров русских, англичан и французов, о положении преступников и смертной казни.
Но эту часть дневника нельзя воспринимать как дневник, потому что она изначально писалась как повесть в форме дневника, и в некоторых местах это явственно проглядывается.
Дневник Елизаветы Дьяконовой с её статьями можно прочитать здесь: https://libcat.ru/knigi/dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/33510-elizaveta-dyakonova-dnevnik-russkoj-zhenshhiny.html
Итак, общий вывод. Басинскому мастерски удалось на основе посредственного источника написать интересную, познавательную и полезную книгу по русской истории.
Этот материал ранее был размещён мною здесь: https://my.mail.ru/community/knigi/17041116EC3ED92E.html