Год начался с современной русскоязычной прозы. И для меня в ней всё больше открытий и новых имён. В этот раз, это Алексей Поляринов и Евгений Водолазкин. Наконец-то состоялось "рандеву" с Пелевиным - без восторгов. Покорена первая масштабная вершина из планов на год - "Хмель" Алексея Черкасова. "Девушку в поезде", похоже, прочитала самая последняя, но всё же.
1. Алексей Поляринов "Центр тяжести"
Каждый раз современного российского автора беру с опаской. Алексей Поляринов - тот редкий случай, когда сомнений, что разочарованной не останусь, почти не было.
О моей предвзятости и восторгах подробно вот здесь👇
Российская проза, которая очень похожа на современную американскую и манерой, и подачей, и диалогами. От романа взросления к киберпанку, остановившемуся в полушаге от сюра. Хотя таковым он еще мог показаться в 2017 году (именно тогда написан роман), а сейчас-то уж чего?
2. Евгений Водолазкин "Чагин"
Никакого разнообразия, и снова современная российская проза. Первое знакомство с автором и, типично для меня, с последней изданной книги. Образец - интеллигентной прозы, без чернухи, нецензурщины и характерной для русскоязычной прозы беспросветности бытия. Местами грустно, но в целом, оптимистично.
Исидор Чагин обладает феноменальной памятью - с первого прочтения запоминает любой текст или числовой порядок, сохраняя полученную информацию в памяти навсегда. Такие выдающиеся способности очень могут пригодиться для не очень хороших дел службам безопасности. А Исидору потом всю жизнь мучайся и старайся забыть, как было плохо и больно. Собственно, именно этого главный герой страстно желает - научиться забывать.
Четыре части романа - четыре фрагмента из жизни Чагина от разных рассказчиков. Естественно, в каждой из них герой открывается с новой стороны.
3. Алексей Черкасов "Хмель"
Очень много религиозного фанатизма, невежества, мракобесия и злобных беспощадных неадекватных стариков, самолично наделивших себя властью. Дореволюционная Россия. Интересно. Но не настолько, чтобы браться за продолжение трилогии.
Семейная сага о жизни раскольников-старообрядцев. К героям привыкать не успеваешь, поколения сменяются одно за другими, а то и вовсе проносятся через одно. Неприятно и страшно наблюдать за тем, с какой легкостью можно манипулировать людьми невежественными при помощи веры, убивать, сжигая заживо, пытать каленым железом, избивать до полусмерти, прикрываясь мнимыми идеями.
Показательно, что абсолютно все, истово верующие центральные персонажи строго отрицательные. Мужественные, честные и сердечные, преимущественно, атеисты, ну или, как минимум, точно не слепой веры. Посмотрим, когда была написана книга. Вопросов не имею.
Отдельная боль - персонаж Дарьюшки. По всему выходило, что именно ей читатель и должен сопереживать больше всего, но не случилось. Прекрасный образец того, как тяжело самостоятельно думать людям, которых этому не учили. Последняя "большевистская" глава смазала общее впечатление.
4. Пола Хокинс "Девушка в поезде"
Не читайте, если у вас есть какие-то внутренние стопы на истории людей с изменённым сознанием. У меня нет, тем не менее, наблюдать за тем, как главная героиня день за днем катится на дно попутно с пустой стеклотарой, всю книгу судорожно пытается вспомнить события очередного запойного дня, оказалось не очень-то и приятно.
Рейчел каждый день ездит на электричке в соседний город. Проезжая мимо домов, наблюдает за одной и той же семейной парой, придумывает им имена, фантазирует об их отношениях, кажущимися ей идеальными. Во время очередной поездки она наблюдает ссору, а затем понимает, что девушка пропала. Куда и почему сама Рейчел и решит выяснить.
Детективная составляющая - не сложная, главный злодей считывается достаточно быстро. Хотя наблюдать за тем, как раскручивает эту линию автор, интересно. Но интерес этот просыпается примерно на последней трети книги и также быстро угасает, потому что уже всё предельно ясно и "давайте быстрее, мы всё поняли".
5. Виктор Пелевин - "Generation "П"
Добралась-таки до Пелевина. Страшно признаваться, но мне не понравилось. Хоть это и "ранний" Пелевин, который ещё "тот".
В целом никаких неожиданностей, всё, как и предполагала - очень много запрещенных веществ, галлюцинаций, badtrip'ов и "лихих девяностых". Из плюсов очень реалистично, героям и их диалогам веришь, в атмосферу 90-х погружаешься с головой, даже "околомассонская" концовка не выбивает из колеи.
Идея "иллюзии выбора", манипуляции сознанием и общества потребления сегодня уже не кажется такой оригинальной, хотя, допускаю, что в 1999 году - это был "вау-эффект". Увы, но мне напомнило "99 франков". Да, там всё гораздо проще, без претензий, сходство только в главном герое - рекламщике, стимулирующем креативность всеми подручными средствами, но общее настроение отпустило только ближе к концу.
6. Элисабет Осбринк - "1947. Год, в который все началось"
Нон-фикшн - не частый гость в моих подборках и прочитанном. И, как правило, это книги околоисторические или биографические.
"1947" - образец современного и актуального нонфика, в котором автор, взяв отдельный период в истории или лишь один год, собирает конструктор из поворотных моментов в мировой истории или обозначает тенденции, определившие время.
Именно в 1947 году начинается раздел Палестины, распад Британской Индии сопровождается кровавыми событиями, уничтожившими целые селения, продолжается Нюрнбергский процесс, Европа через страдания, безработицу и проблемы беженцев возвращается к мирной жизни, Оруэлл дописывает черновой вариант "1984"...
Исторические факты и личности грамотно вплетены в контекст и не перегружают своей насыщенностью. Люблю такое. Хотя кому-то повествование может показаться сумбурным.
А с каких книг начался ваш читательский год?
Буду рада, если решите остаться здесь со мной подольше, подписавшись😉 и вашему лайку👍, если было интересно!