Найти тему

Технологии кадрового суверенитета в Бизнес-школе

Оглавление

Проект Бизнес-школы УрФУ «Ассоциация преподавателей бизнес-практики» – победитель Всероссийского отбора «Технологии кадрового суверенитета 2022» в номинации «Акселерация профессиональных сообществ». Организаторы – Агентство стратегических инициатив (АСИ), Университет 2035, Кружковое движение, Агентство развития навыков и профессий (АРНП).

Организаторы и эксперты отбирали лучшие образовательные практики, способные качественно изменить систему отечественного образования. Основное отличие - это смотреть на подготовку кадров не только как развитие компетенций и квалификаций, но и учитывать мотивацию к обучению, патриотизм, лояльность, вдохновение и вовлечение!

-2

Поговорим немного об образовательных трендах и потребностях в квалифицированных кадрах.

В регионах действует Рейтинг качества жизни и Инвестрейтинг, которые включают в себя показатель – удовлетворенность работодателей и предпринимателей количеством и качеством трудовых ресурсов. Показатель интегральный, комплексный и сложный. И если количество необходимых сотрудников можно рассчитать, то их качество оценить сложно.

Скорее, работодатель опирается на обычное определение трудовых кадров или ресурсов, подразумевая их квалификацию и компетентность. Но достаточно ли этого для технологического предпринимательства, решения изобретательских задач, инженерного мышления, ответственности и и инициативы?

Включают ли требования к квалификации и компетентности - ценности, мотивацию, предпочтения, амбиции, готовность к риску, работе в команде, лидерству? А ведь именно эти качества обеспечивают развитие личности, компании, отрасли, страны… И не факт, что работодатель удержит сотрудника, если не обеспечит ему среду развития и самореализации, базовый социальный пакет, достойную оплату, возможности карьерного роста.

Ежегодно мы сталкиваемся с тем, что талантливые выпускники уезжают из малых городов в ближайшие областные, из регионов – в столичные, из столиц – в зарубежные вузы в поисках лучших условий. Как их оставить в тех местах, где были затрачены ресурсы на их обучение и подготовку?

Появились тренды – технологический, инновационный, кадровый суверенитет. Что означает – приоритет потребностей малой родины: места рождения, проживания и обучения. А не подготовка талантливых школьников и студентов для прохождения стажировок за рубежом, часть которых мечтает остаться и остается за границей.

Традиционно, работодатели предъявляют претензии образовательным учреждениям, которые учат не так и не тому. Расхожая фраза «забудьте, чему вас учили…» все еще популярна.

Система образования многократно себя воспроизводит. Преподаватели стремятся повторить тот опыт, образ, концепцию обучения, которая им знакома с детства: лекции, разрозненные примеры, заучивание теории, тестирование. Импринтинг в действии! И ничего другого не появляется, несмотря на смену потребностей работодателя, растущую теоретизацию обучения, отрыв от реальности, уход в учебные задачи с правильным ответом. Как результат - выученная беспомощность и стратегия избегания неудач, поиск правильных ответов, а не решений.

-4

Все это приводит к ужесточению контроля процесса обучения, в надежде на повышение качества результата. Не важно, что результат не тот, который ожидает работодатель. Здесь появляются: борьба с плагиатом, многочисленные тесты, разрозненные задания… Скорее всего, они никак не влияют на получаемые навыки. Фокус на контроль процесса обучения характерен для программ, ориентированных на трансляцию знаний. Зачастую, знаний преподавателя или его трактовки содержания дисциплины. Запоминание, зубрежка, учет посещаемости, списывание, переписывание рефератов из интернета – вот следствия такого подхода. Понятно, что ценности такие занятия не представляют ни для кого: ни для студента, слушателя, ни для работодателя.

Знания основываются на теории. При этом теория должна представлять собой хорошо обобщенную практику. Но в подавляющем большинстве случаев так не происходит. Теория в отрыве от практики предлагается как абсолютная ценность, в полной уверенности, что знания могут быть легко применимы. Но это не верно. Если сотрудник умеет, то знает, как сделал. А если только знает и даже видел, как делаю другие, то не факт, что умеет.

Разрыв между теорией и практикой критичен для работодателя. Он вынужден переучивать выпускников вузов, чтобы они не только знали, но и умели делать, создавать продукт.

Казалось, что этот разрыв сможет преодолеть Болонская система, а позже – WorldSkills. Но все оказалось сложнее. В 2003 г. В России пятилетнее обучение в вузах (специалитет) разделилось на 4+2 года – бакалавриат и магистратуру. Бакалавриат взял на себя часть системы среднего специального образования, а магистратура – зашла на поле аспирантуры с итоговой работой в виде диссертации. В результате, границы между уровнями образования размылись В 2004 г. обязательным стал ЕГЭ, что окончательно сфокусировало систему образования на знаниях и теории.

Заимствование европейских подходов к системе образования привело, с одной стороны, к его унификации и оттоку талантов в зарубежные вузы через развитие студенческой мобильности. А с другой стороны, к замене отечественной системы образования – набором зарубежных подходов. Что привело к падению статуса отечественного образования в мире. А также отказу от кадрового суверенитета страны, технологического, инновационного, интеллектуального.

Как в нынешних условиях реформировать систему?

Ценятся умения. Не просто заученные действия или выполнение простейших задач. Важна рефлексия, обобщение успешных практик до уровня принципов, развитие и непрерывное обучение. Именно так была отстроена система Worldskills Russia, которая качественно изменила среднее профессиональное образование. Но здесь речь идет о рабочих профессиях, а важна вся система образования.

На Форсайте 2121 мы с экспертами сформулировали видение образования Будущего:
решение реальных задач в разновозрастных, многонациональных, мультикультурных, разнокомпетентностных командах в гибридных средах.

Решение реальной задачи – вот смена фокуса и парадигмы. Результат решения – определенный продукт. В ходе обучения команды пошагово создают этот самый продукт. Это основной процесс – обучение действием – learning-by-doing. А дополнительно – под запрос, изучаются необходимые теории, курсы, дополнительная информация. Теория становится ресурсом. К ней нужно обеспечить доступ, верифицировать и контролировать релевантность. При этом становятся не актуальными плагиат, списывание, переписывание из интернета.

-5

Обучение действием и создание продукта переводят процесс обучения в интерактивную деятельность, работу в командах, исследования, коммуникации, принятие решений.

Появляется сложная задача по переходу к проектному обучению и не менее сложный вопрос: как преобразовать традиционные академические курсы в проектные интенсивы? Сейчас в вузах внедряется проектная деятельность, инициатива «Стартап как диплом».

Но есть ряд проблем, которые не позволяют сделать качественный рывок:

  • Нет заказчиков, доверяющих решение реальных задач учебным заведениям
  • Нет реальных задач, которые способны решить преподаватели со студентами в ходе обучения
  • Нет преподавателей, готовых решать реальные задачи, поскольку большинство преподавателей не имеют практического опыта и являются заложниками годами складывавшейся академической модели обучения
  • Нет мотивации у студентов решать реальные задачи, поскольку в школе точно так же используется академическая модель отрыва теории от практики
  • Нет правильных ответов у реальных задач, которые до этого не решались

Мы много слышали о том, что есть проблемно-ориентированные курсы, проектные интенсивы, геймификация, «перевернутый класс» и прочие. Но использование интерактивных методов и точечных деловых игр, скорее, разнообразят скучные теоретические лекции, но не дают результата. Слушатели и студенты ждут развлечения, но не готовы напрягаться, выходить из зоны комфорта, отвечать за результат, не умеют делать продукт, не усваивают знания и не создают свою систему инструментов, подходов, методов. И такими приходят к работодателю.

Для того, чтобы модель обучения перевернуть, нужен реинжиниринг курса, практический опыт решения проблем у преподавателя, склонность к риску, предпринимательское мышление, готовность преподавателя работать в команде со слушателями.

Таких в системе образования очень мало. Скорее, они дрейфуют в систему дополнительного профессионального образования (ДПО) и не остаются в суровых реалиях госстандартов. Отсутствие опыта у академических преподавателей быстро восполнить не получится, да и смысла в этом особого нет. А вот специалистов-практиков, способных к наставничеству и имеющих опыт управления с делегированием и контролем задач, вполне можно снабдить интерактивными методами обучения и вместе с ними выстроить курс.

Именно так мы и сделали.

Начиная с 2009 года, мы начали готовить преподавателей из числа выпускников Президентской программы и МВА

С тех пор в наших программах принимают участие более 20 выпускников – руководители и предприниматели, бизнес-консультанты и тренеры. С тех пор начала формироваться Ассоциация преподавателей бизнес-практики.

Ассоциация преподавателей бизнес-практики

В 2012 стартовала программа «Бизнес-эксперт», затем запустили «Марш-бросок для бизнес-тренеров и не только», обучали школьных учителей и педагогов дополнительного образования разрабатывать проектные интенсивы, хакатоны, летние и зимние школы. Обучали научно-педагогических работников «Разработке интерактивных образовательных курсов», помогали коллегам из УрФУ актуализировать программу бакалавриата “Мировая экономика”, аккредитованную EFMD.

В 2022 запустили программу «Преподаватели бизнес-практики».

Цель программы – упаковать практический опыт в проектный интенсив, в ходе которого слушатели научатся делать продукт вместе с преподавателем, а потом смогут сделать самостоятельно. Продукт должен быть востребован в реальном мире и решать реальную задачу. Например, программный продукт, успешная рекламная компания, оптимизированные бизнес-процессы и т.п. Качество продукта должно быть согласовано с заказчиком на старте, и он же должен оценить результаты на выходе.

Косметический ремонт академического курса не поможет. Нужен реинжиниринг и продуктовый подход. Если мы ориентируемся на заказчика и продукт, значит, курс представляет собой образовательный стартап. Акцент – на качестве продукта и постоянное взаимодействие с заказчиком на этапе тестирования гипотез. Agile – гибкий подход к разработке курса. Гипотезы, спринты, отсутствие «правильного ответа», исследования, риск.

Мы помогаем бизнес-практикам создать проектный интенсив, который будет обладать следующими особенностями:

  • Проблемный (Problem-Oriented) – ориентированный на решение реальной проблемы
  • Проектно-ориентированный (Project-Oriented) – предлагающий в течение всего курса работать над проектом
  • Перевернутый (Flipped Learning) – выстроенный от технологий, а не теорий
  • Смешанный (Blended Learning) – совмещающий он-лайн и офф-лайн форматы
  • Обучающий действием (Learning-By-Doing) – дающий пошаговые алгоритмы решения проблем
  • Геймифицированный (Gamification) – содержащий элементы игр – рейтинги, баллы, статусы
  • С интерактивными методами (Interactive) – кейсами, сессиями, играми
  • Вытягивающими технологиями (Pull&Push) – передачей слушателю – инициативы взаимодействия с преподавателем
  • Наставничеством, менторингом, консультированием
  • Ассессментом – оценкой слушателя участниками обучения

В одиночку Проектные интенсивы проводить сложно, нужны трекеры, консультанты, эксперты.

Именно поэтому мы развиваем Ассоциацию преподавателей бизнес-практики, как профессиональное сообщество. Выращиваем экосистему с партнерами, заказчиками, слушателями, которые постоянно учатся сами и обучают друг друга. Вместе с нами решают сложные задачи, растут в своей профессии и в преподавании.