Найти в Дзене
Глазами инженера

За что стоит любить Алвара Аалто

За архитектуру и дизайн, конечно же

3 февраля исполнилось 125 лет со дня рождения финского архитектора Алвара Аалто. Воспитанный в семье лесника и с детства понимавший природную среду, Аалто и в своей архитектуре уделял внимание взаимодействию с ландшафтом. Его метод – это следование по пути функционализма, но с большим вниманием к человеку ради создания для него комфортной и бережной среды.

Алвар Аалто. Фото: Музей Алвара Аалто
Алвар Аалто. Фото: Музей Алвара Аалто

Библиотека в Виипури (Выборге) (1927-1935)

В комплексе библиотеки в полную силу проявилась манера Аалто: сочетание функционализма и плавной органики, эргономичность и ориентированность на человека, а также комплексный подход к проектированию.

Композиция здания – это соединение простых объемов, а также сочетание глухих и полностью стеклянных стен. В библиотеке много верхнего света, который попадает в помещение читального зала через круглые люки на крыше. У них такой угол откоса, что лучи никогда не направлены слепящим снопом, а дают комфортный рассеянный свет.

Читальный зал с верхним светом. Фото: Маяй Холма (Фонд Алвара Аалто)
Читальный зал с верхним светом. Фото: Маяй Холма (Фонд Алвара Аалто)

Пространства внутри перетекают одно в другое по горизонтали и вертикали. В интерьерах большое значение имели растения, а также пейзаж за окнами. Например, в лекционном зале стеклянная стена, которая позволяет переключать взгляд со спикера на природу. Потолок оформлен деревянной волной, создающей прекрасную акустику.

Санаторий в Паймио (1929-1933)

Туберкулезный санаторий неподалеку от города Турку представляет собой некую «машину по исцелению», где создана гармоничная среда и покой, а также обеспечено хорошее проветривание и освещение.

Получился образцовый модернизм с его функциональным подходом. Вдоль одного из корпусов и на крыше есть терраса, где больные могут спать и отдыхать на свежем воздухе. Сами корпуса очень тонкие, чтобы воздух лучше циркулировал и не застаивался в помещениях.

Для наибольшее покоя и комфорта пациентов Алвар Аалто спроектировал специальную мебель и даже сантехнику. Одно из его изобретений – «бесшумные» умывальники: их чаши имел такую форму, что вода из крана стекала в них беззвучно.

Дом Аалто в Хельсинки (1936)

За строительство своего дома Алвар Аалто и его жена Айно принялись в 1934 году. В отличие от предыдущих проектов, здесь Аалто решил дать больше места дереву не только в интерьерах, но и в оформлении фасадов. При этом дерево сыграло здесь роль не только отделочного материала, но и стало функциональным маркером.

Расположенная в здании офисная часть выполнена из кирпича и выкрашена в белый цвет, а жилая – отделана деревянными рейками темного цвета.

Алвар Аалто в саду своего дома. Фото: Эва я Пертти Ингерво (Музей Алвара Аалто)
Алвар Аалто в саду своего дома. Фото: Эва я Пертти Ингерво (Музей Алвара Аалто)

Алвар Аалто прожил в этом доме до последних дней, после чего дом долгое время оставался в пользовании семьи. Сейчас это музейный объект Фонда Алвара Аалто.

Мебель от Алвара Аалто

Аалто для каждого здания сразу же разрабатывал дизайн интерьеров. В 1935 году вместе со своей женой Айно он открыл завод Artek, на котором началось производство придуманной ими мебели.

Стулья Аалто на выставке в финском павильоне на Всемирной выставке в Париже 1937 года. Фото: Генри Сарьян (Музей Алвара Аалто)
Стулья Аалто на выставке в финском павильоне на Всемирной выставке в Париже 1937 года. Фото: Генри Сарьян (Музей Алвара Аалто)

Используя свои знания о физике и лесе, Аалто экспериментировал со способами обработки дерева. Он придумал, как можно гнуть дерево и сколько слоев шпона нужно использовать, чтобы создать пластичную и прочную фанеру.

Кресло Paimio (1932)

Это кресло было придумано как часть оздоровительных интерьеров санатория в Паймио. Его форма дает возможность откинуться на спинку, что способствует раскрытию грудной клетки и более глубокому дыханию.

Кресло А42 (1932)

Это кресло Аалто тоже спроектировал для санатория в Паймио. Оно дает возможность спокойно откидываться назад, но при этом не имеет опоры на задние ножки. Первым сделать такую модель удалось Марселю Брейеру в 1928 году, а Аалто воспроизвел ее в дереве. Кресло известно также как «пружинный стул»: комбинированная конструкция подлокотников и ножек делает кресло гибким и упругим.

Трехногий табурет Stool 60 (1933)

Первоначально такие табуреты с круглыми сиденьями на трех изогнутых опорах использовались Аалто для меблировки лекционного зала выборгской библиотеки. Впоследствии было налажено массовое производство, сделана модификация на четырех ножках и продано более 8 миллионов экземпляров. Эргономичность табуретов не только в самой форме, но и в том, что их можно составлять в вертикальные конструкции для экономии места.

* * *

В библиотеке Алвара Аалто можно побывать в рамках тура «Выборг. Современный средневековый город», который пройдет 23-25 февраля.

Еще больше интересных архитектурных историй – на наших экскурсиях.

Подписывайтесь на наши соцсети: ВКонтакте, Телеграм, YouTube, Одноклассники.