Форматы взаимодействия с индустриальными партнерами раскрыла на Второй всероссийской ИОТ-конференции заместитель проректора по проектному обучению и дополнительному профессиональному образованию УрФУ Валентина Овчинникова:
«Передовые инженерные школы ориентированы на таланты. И встает вопрос не количества, а качества — что мы делаем? Если останемся в рамках учебного проекта и учебных задач, у студента рано или поздно возникнет вопрос, а что дальше, зачем мне это. И нужно четко выстраивать последовательность проектов. Где может быть учебный проект, а где реальный, уже ориентированный на результат. Если зациклиться только на учебных проектах, то к третьему курсу бакалавриата будет резкое падение качества работы команды.
Проектное обучение не заканчивается тем, что мы собрали группу и дали наставника — здесь еще множество деталей. Это формирование мышления. Важно понимание, для чего, с кем, какие задачи решаем. А за талантами нам пришлось даже идти в школу, с тех пор учить работе в проекте. В этом формате в университете реализуется 198 программ. Помню, через три года, когда мы только начали внедрять, мы с этими деталями намучались. Но здесь как раз и может выстраиваться индивидуализация и подходов, и проектов, и групп, в которые студенты включены.
Порядка восьми лет назад у нас при построении образовательных программ и вообще при подходах к формированию образовательного процесса возник разрыв, своего рода гэп, непонимания и несоответствия требованиям рынка наших выпускников. И мы поняли, что оказались в очень серьезной ситуации, которую нужно купировать. И мы понимаем, что скорость изменения технологий, особенно в ИТ-направлении, она просто стала колоссальная, и университет начал не успевать за скоростями изменения технологий.
Структура образовательных программ, как бы мы ни крутили ее, как бы ни делали различные варианты, — хоть каждый год переписывай! — все равно мы отставали.
Это тот период, когда мы начали смотреть, что же все-таки такое индивидуализация образовательных траекторий. В этот момент мы поняли, что наши индустриальные партнеры должны стать контрагентами образовательного процесса.
Одной из технологий, которая дала максимальный эффект интеграции наших партнеров в образовательный процесс, стало проектное обучение. Мы его внедрили и стараемся масштабировать.
При внедрении проектного обучения дьявол кроется в деталях. Это так, но это инструмент, который позволил нам максимально интегрировать проектное обучение в образовательный контент. Мы поняли, что это самый высокий уровень индивидуализации образовательных траекторий, потому что любой новый проект, когда вы работаете с так называемыми боевыми задачами, они каждый раз будут вас двигать к изменению образовательных программ.
Вам необходимо построить совершенно по-другому образовательный процесс, и здесь возникает вопрос об отработке образовательных запросов. Представьте, к нам приходит проект, у вас студенты уже в образовательном процессе, и вам тут же нужно отработать образовательный запрос, который сформировался этим проектом.
Здесь я могу гордо сказать: за два года 20 с лишним курсов действительно актуальных знаний, компенсирующих образовательные запросы, было сделано нами вместе с предприятиями-партнерами.
Мы, как университеты, никогда не поменяемся, если не откроемся своим партнерам, не станем доступными, не пустим их в образовательную среду, не побоимся показать все свои огрехи и вместе с ними их исправить.
Сейчас проектное обучение УрФУ — это обвязка пяти основных блоков, один из которых и есть Modeus. Студенты, которые заведены в систему Modeus, выбирают здесь и проекты, и команду, и наставника, и заказчика, с кем хотят работать. То есть студент начинает осознанно выбирать свою образовательную траекторию, потому что проект ее меняет».