Великая Отечественная война вошла в историю как «война моторов», причем касается это определение преимущественно танков и других наземных механизмов.
О кораблях и моряках говорят меньше. Отчасти потому, что советский флот к началу войны действительно был слишком слаб, особенно в сравнении с флотами союзников по антигитлеровской коалиции.
Тем не менее, советские моряки доблестно сражались в Великой Отечественной с первого до последнего дня. Многие из них, оставив свои разбитые корабли, шли служить в пехоту, в которой неизменно брались за самые опасные и отчаянные задания. Об одном из героев-моряков – Павле Христофоровиче Дубинде – и пойдет речь в данной статье.
До войны
Павел Христофорович родился в июле 1914 года в семье потомственного гражданского моряка. В Херсонской губернии почти вся экономика в то время была завязана либо на морскую военную службу, либо на рыболовный промысел.
Потому и Павел, окончив вновь учреждённую в Херсоне советскую начальную школу, стал работать рыбаком на гражданском рыболовном судне.
В 1936 году его по плану призвали на срочную службу в ряды Красного Флота. Парня отличало богатырское здоровье, к тому же он уже имел хорошее представление об управлении судном. Выбора ему не дали.
Тут следует отметить, что на флот в советские годы служить особо не рвались, так как исторически срок срочной службы на нем был больше на 1 год. Если пехотинцы служили 3 года, то моряки – 4.
Тем не менее, к военной морской службе Павел проявил талант, потому остался служить сверхсрочно. Начинал службу он простым матросом на краснознамённом крейсере «Червона Украина» (был потоплен в 1941 году во время героической обороны Севастополя), а к началу Великой Отечественной уже командовал десантным катером.
Великая Отечественная война: служба на флоте
К началу воны Павел командовал десантным катером, и на этом поприще весьма преуспел во время обороны Одессы.
Так, командование Отдельной Приморской армии, желая хоть как-то задержать наступление противника, решило высадить десант у села Григорьевка. В первой волне катеров с морпехами и стрелками шел катер Дубинды.
Успешно миновав шквал вражеского огня, он подошёл к берегу и высадил первую партию из 80 десантников. Успех всего десанта был ошеломляющим – фронт временно откатился от Одессы на 7-8 километров, были разгромлены две румынские дивизии.
Во время битвы за Севастополь катер Дубинды был уничтожен вражеской авиацией, однако сам он пошел воевать в морскую пехоту. Во время одного из боев на подступах к городу он получил контузию и в бессознательном состоянии попал в плен к румынам.
В плену
В плену Павел Христофорович решил долго не задерживаться, уже через сутки предприняв попытку к бегству. Его поймали и жесткого избили, однако через 3 месяца Дубинда снова бежал и снова был схвачен. Ему как рецидивисту грозила виселица, но накануне казни он бежал в третий раз, на этот раз таки добравшись до своих.
В пехоте
По случайности, после попадания в плен Павле Христофорович был указан в документах как дезертир, потому, после возвращения из плена, ему стал грозить расстрел, на этот раз от своих.
К счастью, следователи контрразведки разобрались, сделав запросы живым сослуживцам Дубинды. После разбирательств он был направлен рядовым стрелком в один из бесчисленных стрелковых полков РККА.
Служил Павел Дубинда под командованием полковника Свиридова. Тот быстро разглядел таланты и качества моряка, отдав ему в командование стрелковое отделение, а затем и взвод. Соединение Дубинды всегда сражалось на переднем крае, ходило в разведку и брало языков.
За успехи, провяленные в командовании отделением и взводом, Павле Христофорович по представлению командира был трижды награжден Орденом Славы – 3-й, 2-й и 1-й степеней. Таким образом, но стал полным кавалером Ордена Славы.
Война для Павла Дубинды закончилась в марте 1945 года. Во время разведывательного рейда в сражении за Кёнигсберг он получил тяжелое ранение. Бойцы спасли своего командира, но Победу он встретил в госпитале.
После войны
Павел Христофорович по указке военной лечебной комиссии не смог продолжить службу в рядах РККА, вернувшись к довоенному делу. Он ходил боцманом на арктических рейсах, воспитывал детей и внуков. Скончался в преклонном возрасте в 1992 году, навеки вписав свое имя в советскую историю.