Много говорят о том, что молодых учителей в школе оставляют без поддержки, один-на-один с детьми, из-за чего они быстро приходят в негодность и, разочаровавшись в выбранной профессии, уходят в бизнес. В качестве причины, почему так происходит, говорят, что опытные педагоги тоже перегружены, поэтому им некогда наставлять новичков - свои уроки надо проводить. Система замкнулась.
Но. Когда я попытался уволиться из школы в феврале, сразу оказалось, что можно освободить меня от необходимости следить за дисциплиной на уроке - теперь ко мне по очереди ходят представители администрации, с директором во главе, отмечают то самое неадекватное поведение детей, про которое я написал огромное количество докладных и говорил через рот словами всем подряд, от классных руководителей до завуча.
Только вот проблема: заставить детей замолчать и красиво сесть они могут, а вот работать на уроке школьника заставить невозможно. Да и можно ли чего-то требовать от аквариумной рыбки, которая начисто не помнит того, что проходили месяц назад? А ведь там всё было хорошо, домашние работы родителями писались хорошо, на самостоятельных и контрольных задачи решались - а потом как отрезало...
Я хочу уйти не только и не столько потому, что дети отвлекаются и болтают на моих уроках - это их проблемы, что они не понимают глобальной беды, на которую себя обрекают - я устал от бессмысленности своей работы по их обучению. Где-то в глубине души я даже готов согласиться, что это моя вина, что детям скучно, ведь по ФГОСам я должен был плясать с бубном и каждый 10 минут менять вид деятельности (хотя 10 минут - это примерно то время, за которое они замечают, что вид деятельности сменился), чтобы деточки не заснули. Ведь есть же где-то те самые мифические учителя, чьи уроки так любят ученики, что даже тридцать лет спустя помнят бубен, с которым он отплясывал, но ни слова не вспомнят из предмета, который он вёл.
Но я не о себе, я о том, что возможность не бросать молодого учителя, хотя бы на уровне вот такого посещения уроков и внешнего контроля поведения учащихся, есть. Даже в насквозь недоукомплектованной школе, где катастрофически не хватает учителей, можно найти бабу-ягу, которая придёт посидеть на уроке и выдаст люлей каждому малолетнему придурку, который позволит себе неадекватное поведение. В крайнем случае, как мне кажется, можно привести на урок уборщицу (как в Ералаше, где юного учителя выгнали из класса старшеклассницы, строившие ему глазки) или вахтёршу. Хотя лучше отставного армейского офицера. Тот построит всех хулиганов, потому как в армии и не таких ломал.
Было когда-то предложение завести в школах ставку воспитателя, то есть второго человека в классе, который следит за дисциплиной, выполнением требований первого (учителя) - но у нас даже на адекватные зарплаты по имеющимся ставкам денег в бюджете нет, а тут примерное удвоение всего штатного расписания... Впрочем, если вся молодёжь из школ уйдёт, то даже имеющиеся деньги платить станет элементарно некому. Или это так и было задумано? Чтобы закрыть школы просто по факту отсутствия учителей...