Древнейший собор Перемышля и, возможно, всей Калужской области расположен на высоком холме над заливными лугами озера Бездонное. Даже в своём разрушенном виде здание открывается внимательному взору как наглядный памятник четырёх веков русского зодчества.
Наиболее хорошо сохранилась к настоящему времени огромная трёхъярусная колокольня собора, возведённая в 1784 году:
Княжеский храм-крепость на «старом городище»
К XVI веку Перемышль становится одним из городов Большой засечной черты и окружается деревянной крепостью с восемью башнями. Расположенный между двух глубоких оврагов район Завершья был идеальным для возведения здесь укрепленного городища, называвшегося в преданиях «старым острогом». На высоком холме князья строят укреплённую усадьбу, а затем каменный собор, служивший одновременно и мощным укрытием.
Поскольку Перемышль был не стольным городом княжества, а загородной княжеской резиденцией (как Боголюбово, Кидекша, Коломенское), Иван Михайлович Воротынский соорудил в своем “замке” собор-цитадель, совмещавший функции храма и крепости.
Архитектор-реставратор Александр Желтиков.
О сложности многоуровневой системы внутреннего устройства собора можно судить по развалинам самой древней, восточной его части:
Согласно реконструкции Юрия Мосунова 1990-х годов собор был разделен на три уровня: основной верхний храм, подклет и погреба.
Внутристенная лестница верхнего храма вела на хоры в западной части с двумя палатами, предназначавшимися для молитвы князя и его приближенных. Между двумя восточными стенами над центральной апсидой был устроен тайник.
Подклет делился на три части поперечными стенами, проходящими по осям столпов. Его помещения перекрывались вспарушенными крестовыми сводами. Под всеми тремя частями подклета находились погреба, вытянутые по оси север-юг, они были перекрыты коробовыми сводами. Каждое помещение погреба и подклета имело отдельный вход снаружи.
Подклет мог использоваться как укрытие, где можно было переждать осаду – по преданию, от подвалов к Оке вели подземные ходы для добывания воды. В погребах хранилось ценное имущество – утверждается, что в 1782 году здесь ещё хранилась «уездного казначейства денежная казна».
Перестройка XIX века и галереи собора
В начале XIX века внешний вид собора был иным — с трех сторон его окружали наружные каменные галереи, разобранные к 1825 году.
В 1870 году с западной стороны собора была выстроена трапезная, соединившая основной объём храма с колокольней.
Покрытая сверху плоским куполом с небольшой главкой трапезная с северной и южной стороны была украшена портиками на четырех колоннах.
Интерес к более подробной истории возведения основной части храма возник уже во второй половине XIX века. Одно из наиболее подробных исследований храма было изложено в труде академика архитектуры, историка зодчества Михаила Тимофеевича Преображенского «Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии», изданном в 1891 году.
В книге представлена предположительная схема собора, окруженного галереями в два яруса. Следы заделки сводов галерей в стенах читаются достаточно хорошо до сих пор:
Возможно, верхний ярус галерей был открытым, такого мнения придерживается архитектор-реставратор Александр Жёлтиков по результатам обследования 2021 года:
Я лишний раз убедился в том, что над галереями не было крыш: мы по-прежнему не нашли следов их примыкания к стенам. Видимо, галереи могли быть открытыми гульбищами. О чем это говорит? О том, что это мог быть не просто храм, а храм-крепость. В то время там был развит такой архитектурный жанр как храм-крепость, часть из них дошла до наших дней. Причём не только христианские церкви, но и синагоги. То есть в них есть место для молитвы, а гульбища служат боевым ходом.
Судя по всему, гораздо сложней было изначально выполнено и завершение главного объема собора.
Храм-копия Успенского собора Кремля?
На всех имеющихся фотографиях мы видим лишь один купол главного объёма, однако уже М.Т. Преображенский приводил свидетельства того, что изначально собор был пятиглавым:
Вероятно, решили облегчить своды храма и сняли четыре главы и разобрали контрфорс. О расположении двух главок с западной стороны определённо сказать трудно; что же касается до главок с восточной стороны, над боковыми алтарными отделениями сохранились некоторые следы и оснований, заметные внутри храма.
Своды основного объёма оказались всё равно недостаточно прочными — в ходе попытки реставрационных работ начала 1970-х годов они рухнули.
Модель реконструкции Юрия Мосунова, выполненная в начале 1990-х годов, предлагает нам следующий вид собора до начала XIX века:
Сопоставляя размеры и пропорции собора, исследователь делает следующий вывод:
Совпадение размеров позволяет говорить о том, что при строительстве Успенского собора в Перемышле была использована ровно половина «меры» Успенского собора Кремля. При графическом совмещении разрезов перемышльского собора (М 1 : 50) и кремлевского собора (М 1 : 100) совпали не только эти параметры, но и высоты центральных барабанов. Последнее обстоятельство может свидетельствовать о том, что в состав «меры» канонизированного образца входила и высота барабана.
В 2021 году активисты проекта «Консервация» Александр Жёлтиков и Павел Стенчев проводили работы по расчистке завалов и стен, а также обследование текущего состояния здания.
Уникальный памятник Перемышля ждёт решения своей судьбы, будем надеяться, что работы по его восстановлению всё же начнутся!