С романом «Грозовой перевал» наблюдается та же история, что с «Анной Карениной». Режиссёрам интересна только сюжетная линия «Кэтрин Эрншо – Хитклиф». Остальных персонажей оттесняют на задний план. Любовная линия «Кэтти Линтон – Гэртон» показана кое-как или выброшена.
(В экранизациях «Анны Карениной» обычно затирают линию «Кити – Левин», а некоторых персонажей выкидывают.)
Но вот я перечитала «Грозовой перевал». И мне было интересней читать те главы, где рассказывается о младшей Кэтрин.
Эмили Бронте тоже было интересно писать о ней. Половина действия романа происходит уже после смерти старшей Кэтрин.
Если сравнить мать и дочь…
Младшая Кэтрин устроена гораздо сложнее. В ней смешалась кровь таких разных семейств – Линтонов и Эрншо.
От матери она унаследовала страстную натуру, своенравие и склонность к необдуманным, часто неблагоразумным поступкам.
От отца – довольно высокий уровень культуры, гуманизм и добросердечие.
У старшей Кэтрин никакой доброты нет. Неспроста служанка Нелли Дин любила гораздо больше свою младшую госпожу.
А за что любить старшую Кэтрин? За её эгоизм и злой нрав?
Показательна глава восемь, где Кэтрин Эрншо проявила себя во всей красе.
Ей что-то не понравилось, она разозлилась.…
Больно щиплет за руку служанку. Дико истерит. Трясет маленького племянника до посинения. А когда Эдгар Линтон пытается ее остановить, даёт ему в морду.
Какая там «пощёчина». Она ему двинула. И тут надо было бежать без оглядки. Но Эдгар – бесхарактерный. Простил да ещё и женился.
За глупость наступает расплата. Эдгару пришлось подлаживаться под взбалмошную жену. А потом Кэтрин обнаглела вконец и начала заставлять мужа принимать в своём доме Хитклифа.
Это, конечно, за гранью всех приличий и понятий о совести. Но у Кэтрин Эрншо нет совести. Как нет сострадания к ближнему.
Многие задаются вопросом: почему старшая Кэтрин не вступила в интимные отношения с Хитклифом и что хотел сказать этим автор?
Автор (Эмили Бронте) ловко обошел острые углы, сделав Кэтрин беременной к моменту возвращения Хитклифа.
Хитклиф наведался на Мызу Скворцов в сентябре. Кэтрин забеременела в августе или несколько раньше.
Всё. Вопрос снят:) Беременность связала Кэтрин руки. И нам остаётся лишь гадать, как бы всё сложилось, не будь Кэтрин беременной.
Такой авторский приём кажется примитивным. Но, во-первых, писательница хотела убрать старшую Кэтрин со сцены. Во-вторых, вспомним, когда писался роман.
Если бы замужняя Кэтрин вступила с Хитклифом в интимную связь… И автор не осудил бы её, а начал что-то там объяснять с психологической точки зрения… Представляете, какой был бы скандал?
Младшая Кэтрин…
Её характер не такой примитивный, как у матери. К тому же, младшая Кэтрин (в отличие от старшей) меняется и развивается.
Поэтому младшую Кэтрин сложнее сыграть в фильме. Найти подходящую актрису – проблема. Как и актёра на роль Гэртона.
На мой взгляд, эти роли получились бы у пары «Александра Бортич – Данила Козловский».
Только в романе у Гэртона и младшей Кэтрин похожие глаза… Но с похожими глазами найти двух актёров на такие роли нереально.
А вам кто кажется интересней: старшая Кэтрин или младшая? За кого больше волновались, кому больше симпатизировали?
Имела ли Анна моральное право танцевать с Вронским мазурку?
Фильм «Грозовой перевал». Если это – лучшая экранизация, то каковы же другие?
#кино#литература#женщины#искусство#психология