Здравствуйте друзья!
Хочу вам рассказать об обмане восприятия реальности. Речь пойдёт об иллюзиях и галлюцинациях в трех частях. Начну с начала, с описания самого восприятия. Благодаря этому проще понять, как проявляется его обман.
Восприятие является важным процессом психики человека. Без восприятия мы не можем целостно отражать окружающую нас реальность. Восприятие основывается на ощущениях, но таковыми не является. Задача восприятия состоит в том, чтобы помочь человеку отразить окружающий его мир "где я нахожусь, что находится вокруг меня?" и "что сейчас происходит?".
Процесс восприятия включается благодаря анализаторам.
Зрение. Когда процесс восприятия запускается мы начинаем понимать структуру предмета. Круглый резиновый шарик или шар из гипса воспринимается нами как единый объект - шар. Если даже предмет является много составным, восприятие всегда будет стремиться его объединить и сохранить структуру.
Восприятие всегда осмысленно. После того как мы объединяем, при помощи глаза, предмет в единое целое, мы можем дать ему название, а это говорит о том, что к восприятию подключается мышление.
Звуки. Это также относиться к звукам, мы слышим мелодию, а по сути её структуру. Иными словами, взаимодействием между частями, благодаря восприятию формирует музыкальное полотно.
Восприятие звуков также связано с мышлением и памятью. Мы не смогли бы узнавать мелодии если бы они не отпечатывались у нас в виде объединённых звуков.
При помощи мышления мы можем воспринимать музыку как картинку. Вы можете сказать, что это ассоциация, будете правы. В данном контексте ассоциация будет являться напрямую восприятием в составе которого может быть визуальный ряд, понятийный ряд, представления.
Например, когда я слушаю музыку Людвига ван Бетховена, сонату № 14 "Лунная соната", то в ней рождаются ассоциации: образы мужчины и женщины которые находятся в диалоге или в размышлениях, переживаниях. Всё это рождает моё восприятие и личный опыт, включается эмоциональное отражение услышанного. Так, примерно, мы воспринимаем музыку.
Время. Вспомните, как медленно тянется в детстве время и как оно летит когда ты вырастаешь. Это тоже восприятие, но уже более сложное. Вильгельм Вунд, основатель экспериментальной психологии, после ряда исследований вывел закон времени: «Всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется длиннее». Эта закономерность и есть само восприятие.
Причём заметьте, что только к десяти годам ребёнок научается правильно воспринимать и читать время по аналоговым часам. Это говорит, что это инструмент должен сформироваться, в отличие от врождённого восприятия "верх-низ". Конечно, не последнюю роль в этом научении играют когнитивные (мыслительные) функции. Например, ребёнка в пять лет обучать времени совершенно не стоит. У него ещё не сформировались те отделы мозга благодаря которым он сможет это сделать. Он может понять какой сезон на улице по определённым признакам, но не больше. Привязка восприятия времени к реальности не происходит.
Возраст, деятельность, профессия, физическое состояние также оказывают влияние на восприятие времени. Например, если мы чем-то увлечены, мы не замечаем как протекает время, оно стремительно. Когда мы болеем, время тянется слишком медленно.
Эмоции. На восприятие влияет эмоциональное состояние человека. Мы воспринимаем один и тоже предмет по разному в зависимости от возбуждения или снижения эмоционального фона.
Мы визуально считываем мимику с лица другого человека и понимаем, что он испытывает и на сколько сильно. Когда человек улыбается, мы понимаем, что он испытывает положительные эмоции. Конечно не всегда такая реакция адекватна. Человек может страдать психическими расстройствами и улыбаться, но об этом в другой статье.
Эмоциональное восприятие тесно связано с личностью. Темперамент, социальные установки, ценности личности создают индивидуальное, неповторимое восприятие.
Например, человек держит пистолет у виска другого человека, смеётся от удовольствия, чувства превосходства, могущественного контроля над жизнью. Его действия и реакции будут восприятием его индивидуальной действительности "это то, что сейчас со мной происходит", а не объективной реальности.
Все эмпатические проявления являются прямым восприятием. Симпатичен нам человек или нет, напрямую зависит от системы анализаторов которые создают общее впечатление и влияют на нашу оценку.
Запахи. Восприятие запахов формирует наше восприятие реальности не менее, чем зрение. У людей со ограничением по зрению, запахи становятся более актуальны и наиболее информативны. Восприятие запахов мы называем обонянием. После пандемии нам всем стало понятно, что обоняние играет огромную роль в нашей жизни. Оно тесно связанно с здоровьем и жизненно важной функцией - пищей.
Давайте запомним, что запахи, вкус, звуки также нарабатываются нашей памятью. Для мозга это такая же информация как и слова, текст и т.п.
В следующих частях я расскажу как может запах являться галлюцинацией.
Вкус. Вкусовые рецепторы формируют свой банк данных тем самым помогая мозгу в вопросе восприятия. В психологии даже есть термин "вкусовое чувствование". Вкусовое восприятие, в большей степени мы связываем с едой и напитками, т.е. непосредственно с жизненными потребностями. Наши с вами предки в далёкие первобытные времена выживали благодаря тому, что запоминали вкусы и запахи. Так они отделяли съедобное от не съедобного.
Вкус тесно связан с эмоциями. Одни и тот же продукт будет вам приятен в хорошем настроении и совсем не понравиться, когда у вас печаль или горе.
Можно вспомнить какую-нибудь вкусную еду которую ты ел впервые. Попробовав её во второй раз мы понимаем "что не так уж wow...как в первый раз". Мозг зафиксировал данный опыт, он есть у нас в базе данных, собственно, можно уже не восторгаться.
Движение. Восприятие движения является более сложным, чем мы можем себе представить. Предметы которые движутся вокруг нас мы способны воспринимать при условии, если они находятся на каком-либо фоне.
Хочу для примера рассказать о моём опыте восприятия движения. Однажды в зоопарке я увидела как два жирафа гоняют по лужайке страуса. Жирафы загоняли "птичку" с разных сторон, а бедолага изворачивался как мог. Сам факт того что жирафы так могут делать, уже привёл меня в восторг. Но больше всего бросалось в глаза - разная скорость передвижения жирафов и страуса. Жирафы как большие глыбы скакали как в замедленном кадре, а страус у них под ногами суетился.
Если смотреть только на жирафов, тогда на фоне лужайки они меееедленно скачут, смешно перебирая ножками-подпорками. Если смотреть только на страуса, то он настолько изворотлив и увёртлив, что вот-вот взлетит) Вместе они рождают визуальный диссонанс. Трудно объединить одновременно эти две скорости. Конечно общая картинка получается, иначе я бы вам не рассказывала об этом, но её качество зависит ещё и от других показателей. Получается, что на фоне страуса, жирафы супер медленные, а на фоне жирафов, страус супер быстрый. Вместе получается очень смешно)))
Отношения. Также на наше восприятие сильно зависит от особенностей личности. Восприятие отражает многообразную жизнь со всем накопленным опытом человека (апперцепция). Первый опыт взаимоотношений мы получаем с момента рождения. Этот опыт начинается с физиологического аспекта. Нам нужно чтобы кто-нибудь ухаживал за нами. Беспомощность будет длиться ещё долгие годы. И от взаимоотношений ребёнка со значимым взрослым начнёт формироваться его восприятие отношений.
Обычно в процессе воспитания родитель предлагает ребёнку "некую свою модель мира". Он должен адаптировать под реальность маленького человечка, научить его пользоваться своим инструментом, а через годы подключатся индивидуальные особенности ребёнка. На выходе получается не повторимая личность. Отношения к ситуациям, предметам, взаимоотношения будут построены на этом не повторимом конструкте.
В заключение,
восприятие - это процесс отражения реальности при помощи психофизиологической системы + личность. У каждого человека формируется индивидуальное восприятие, оно может быть совершенно другим, нежели у близкого человека или соседа. Но, не всё так просто, оно может быть иллюзией, о чём я расскажу в следующей статье.
Если вас заинтересовала статься и хотите получать информацию о клинической психологии, схема-терапии, развитии личности и преградах на этом пути подписывайтесь на блог, предлагайте темы статей, со своей стороны обязуюсь рассказывать просто о сложном, предоставлять только подлинную информацию.
Очные и онлайн консультации, психотерапия для взрослых. Бережно и с уважением. https://www.b17.ru/epikalova/ Запись на консультации help-psyho@mail.ru Для всех моих читателей на Дзене скидка 30% на онлайн консультации. Для получения скидки, в строке тема введите код - dzen30