Воскресная проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на неделю о мытаре и фарисее о человеческой гордости, семейном воспитании, себялюбии и истинных взаимоотношениях между людьми. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, 13 февраля 2011 года.
Святая Церковь вступает во время подготовки к Великому посту и вчера на всенощной мы пели песнопения Триоди постной и первая седмица посвящена притче о мытаре и фарисее, которую мы все сегодня слышали. И также сегодня это воскресенье совпало со днем памяти всех новых мучеников и исповедников Российских, которых сотни тысяч замученных и убитых людей во время лихолетья, которое по грехам нашим настигло нашу землю, как сказано в службе, которую составил владыка Афанасий Ковровский (Сахаров) «самоизмышленная пагуба», потому что хоть организаторы этого террора приехали из Швейцарии, но сами исполнители нашлись внутри нашего народа. Но и до сих пор, если вы захотите взять дело какого-то мученика в архиве – там не дадут копировать показания, так называемых, свидетелей, а по-нашему по-советски – стукачей. Потому что память стукачей наше государство очень аккуратно и нежно оберегает, потому что они свои, а секретность осуществляют как раз те люди, для которых эти стукачи и являются своими. Это как бы в сторону. Это не тема сегодняшнего нашего общения. А что важно и что интересно?
Вот это контраст – в один день соединяются два праздника вроде бы совсем не похожие друг на друга: Собор мучеников и исповедников - и прославленных, и не прославленных по именам, потому что все имена уже даже и невозможно установить. Это только при Сталине старались изобразить, так называемое, судопроизводство, придать ему какие-то формы. А при Ленине просто убивали и все. Кого нельзя было так убить – и травили и устраивали всякие ночные покушения и прочее, прочее. Но вот если наложить на это событие эту притчу-событие о мытаре и фарисее, то очень важные открываются для нас вещи, которые нам необходимо и понять и почувствовать. Без этого вообще невозможно стать христианином. И Святая Церковь недаром подготовку к покаянию, к посту как раз начинает именно этой притчей. Потому что коммунизм, «самоизмышленная пагуба», - полностью творение рук человеческих, но, конечно, не без помощи дьявола. Потому что те люди, которые это осуществляли, заявляли о своем богоборчестве, а плодами их деятельности и явились эти сотни тысяч убитых и замученных, ни в чем не повинных и, причем, самых прекрасных людей по своему качеству и по уму, и по воспитанию, и по образованию, по красоте душевной и так далее. Это не значит, что все были какие-то ученые обязательно, как Николай Вавилов или Павел Флоренский, нет, но было и огромное количество совсем простых людей, крестьян, которые никак не могли вписаться в эту придуманную новую жизнь и подлежали уничтожению. Уничтожению как целое сословие.
Поэтому, когда слышишь бесчисленные вопли и слезы по поводу злодеяний Гитлера, при этом будучи, в силу многих причин, погруженным в русскую новейшую историю, понимаешь, что Гитлер по сравнению с этими деятелями, которые правили нашей страной, он просто ребеночек из средней группы детского сада, просто, весьма, такой безобидный и смешной человечек по сравнению с этими зверюгами. У Гитлера была и другая прелесть, - нации, которой он частично принадлежал, потому что он был конечно не чистокровный ариец и это уже сейчас установлено генетически, по крайней мере, как он себя позиционировал, он делал для блага, хотел отвоевать жизненное пространство, захватить как можно больше рабов и это делал, отправлял туда молодых людей на работу в Германию - на заводы, на фермы. Коммунисты же уничтожали свое население. Конечно, они считали их своими и ненавидели. Как бы во благо народа уничтожали этот самый собственный народ.
От чего это все произошло? Если уж Гитлера вспомнили, то можно его сюда тоже приплюсовать – от гордости. А об этом как раз эта притча. Потому что один человек почему-то начинает думать, что он лучше знает, что нужно другим. На каком основании? И это сплошь и рядом проявляется. Один человек берет на себя Божьи прерогативы и начинает сам вмешиваться, иногда самым таким безобразным способом, в судьбу другого человека, забывая о том, что у каждого человека есть своя свободная воля, что он сам знает как ему жить и что один человек за другого не может решать, его никто не наделял этим правом. И вот эта гордость, она и позволят человеку вершить такие преступления. И не надо думать, что в 45 году это все закончилось. Да нет. Если взять современные органы опёки, которые отнимают у бедных семей их детей – на каком основании? Они считают, что в детском доме детям будет лучше и детей об этом не спрашивают. Даже когда ребенок плачет и хочет домой, они говорят «Нет» и силком разделяют детей и родителей. Для чего? Для блага детей. А потом из этих детей 90% становится жителями тюрьмы и воспитательной колонии. 90%! Ладно бы умели воспитать. Но нет, не могут! И все равно, такой же фашизм продолжается при полном равнодушии вообще всего народа. Никто вообще в это не вмешивается. В чем причина? В гордости. Что какая-то тетенька, которая каким-то образом, вдруг оказалась на этой должности и с этого момента она решает судьбу людей. На каком основании? Кто тебе дал право? Переселять народы, считать кого-то неполноценными или знать что нужно государству, людям и так далее. Что, люди сами не понимают? Они все регулируют, заставляют какие-то бесконечные справки получать, все сами решают и сами же заставляют и сами без конца мучают людей.
В чем причина? В том, что человек считает себя правым. Это есть очень тяжкий и мерзкий перед Богом грех, который описан в этой притче: «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, » говорит Господь, «что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Когда человек стоит в позиции, когда он лучше знает, что нужно другому, когда в его отношении к другому человеку есть высокомерие и осуждение, а нет любви, даже если человек этот и многое делает из того, что правильно – десятую часть имения, как было тогда принято, давал на храм, молился, постился и внешне был праведен, не совершал тех постыдных дел, которые делал мытарь. Оказывается, что этот мытарь при всех его грехах, оказался более приятен Богу. Почему? Потому что для мытаря, несмотря на все его грехи, есть шанс спасти совою душу, потому что он знал что такое стыд, он осознавал свой грех, а фарисей не осознавал, как говорится в нашем богослужении фарисей слепой.
Если человек не чувствует, что он болен и не знает, то выздороветь ему нельзя. Допустим, если человек алкоголик и не признает, что он болен алкоголизмом – его нельзя вылечить. Вылечить можно только такого человека, который осознал – я болен алкоголизмом, мне нужно вылечиться. Без того, чтобы самому себе поставить диагноз – исцеление невозможно. Но по гордости, очень многие алкоголики не в состоянии самому себе даже признаться и поэтому остаются больными и без помощи быстро погибают. Поэтому христианство начинается с того, что человек видит бревно в собственном глазу и пытается его достать, а духовно неправильная позиция – это позиция фарисея, когда человек все хочет спасти кого-то, кому-то что-то объяснить, кому подсказать, с кем-то поругаться, кого-то заставить.
Больше всего наглядно это выглядит при нашем отношении к детям. Главная педагогическая ошибка нашего воспитания, что родители, вместо того, чтобы детей воспитывать, - детей мучают. И с малого возраста начинается такая игра – родители пытаются детей что-то заставить, а дети всякими правдами и неправдами пытаются от этого увильнуть и уже с трех лет примерно, а некоторые даже раньше, уже даже врать начинают родителям. Чуть что – «А это не я!», а если несколько детей в семье, то даже идут прямо на откровенную подлость: - Это, говорит, он! Хотя прекрасно знает, что он не виноват. И вот родители вместо того, чтоб в этом разобраться, вместо того, чтобы потрудиться для того чтобы стать для своих детей действительно родителем и другом, чтобы они любили, а не боялись (это очень трудное дело), родители начинают просто подавлять, как на подводной лодке. Почему в армии солдаты кончают собой? Это не очень распространенное явление, но все-таки нельзя сказать, что этого не бывает. А почему? Потому что все время подавляют, и все время издевательство, и все время грубость и хамство. Потому что отношение к человеку не как к человеку, а как к функции: нужно выполнить определенную служебную задачу, а что надо делать с людьми, на это как бы никто не смотрит. А если удавился – списываешь и следующий. При таком безжалостном отношении, конечно, потом вырастают и безжалостные люди. Потому что они воспитываются не в атмосфере любви, а в атмосфере злобы и подавления.
А почему так бывает? Потому что родители, будучи грешными людьми, по гордости своей, они сами, абсолютно не уважают личность дитяти. Вместо этого им надо ее изучить и вместо этого, надо направлять ее от плохого, (а дети тоже грешные существа) направлять к хорошему и демонстрировать, что хорошее - это лучше чем плохое, чтобы ребенок был заинтересован в этом выборе хорошем. Вот так нужно выстраивать воспитание, но для этого требуется очень много знаний, ума, а человек не хочет трудиться, ему легче наорать, ему легче избить, ему легче подавить и получается совершенно отрицательный результат. Дети бегут от родителей куда угодно, в любой подвал, к любым наркоманам, только бы не с папенькой и не с маменькой, потому что от папеньки и маменьки, они не видят ни любви ни добра,- только зло, окрик подавление и так далее, и так далее. То есть прямо противоположно тому, что надо. Опять же, в чем причина? Причина в гордости. Поэтому даже самых дорогих нам существ – детей – мы и то не в состоянии воспитать, нам этому процессу препятствует наша гордость, потому что дитя – это дар Божий, надо относиться к нему бережно, с Благоговением и с ответственностью, раз тебе Господь подарил дитя. Господь хочет, чтобы ты воспитал это дитя для Него, для Бога.
А чему ты можешь научить, или что ты можешь воспитать, если ты сам этим не обладаешь? Ты можешь передать только то, что у тебя есть. Если у тебя есть деньги – ты можешь передать деньги, если у тебя есть знания – ты можешь постараться передать знания, если ты воспитанный человек ты можешь передать воспитание своим детям – только то, чем ты сам владеешь. А у нас же нет. Мы зачастую требуем от детей то, что сами не умеем и то, чем мы не обладаем. Но не безумие ли это? Да, к сожалению это так. Грех делает человека безумцем. И вот это безумие в котором мы живем, оно воспроизводится из поколение в поколение. Вот, к сожалению, что происходит. И препятствует этому только Евангелие.
Если мы глубоко осознаем, что мы грешные люди и мы не имеем права, не можем претендовать на жизнь другого человека. Если этот человек и общение с ним нам затруднительно, надо от этого человека, как сказано в Писании «Будет он тебе как язычник и мытарь», то есть обходить за три версты. Ну кто нас поставил, чтобы кого-то учить, воспитывать? Как апостол говорит: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Каждый перед своим Богом стоит или падает», каждый имеет эту ответственность. - А он, говорит, глупый. Ну не глупее же воробья или канарейки? Которая сама знает, как ей жить. И вот если бы мы относились к другому человеку с любовью, если бы мы помнили, что он такое же дитя Божье, как и ты, если б мы видели в каждом человек личность и образ Божий, - все бы отношения у нас изменились. Мало ли что ты хочешь от этого человека – он не всегда может это дать. Если ты хочешь, чтобы он пошел по твоему пути – попробуй, заинтересуй его, ты покажи ему красоту этого пути, ты его убеди не словами, а примером, тогда это будет возможно. А то у нас часто в воспитании собственных детей человек терпит полное фиаско, полное! А берется учить соседей или еще кого-то. Это абсолютное безумие.
Всегда нужно начинать с того, чтобы вынуть бревно из собственного глаза. И не поняв этого, мы так и останемся фарисеями. Чем это опасно? А то, что, когда человек находится в фарисейском духе, когда он превозносится над другими, повторяя – даже над собственными детьми, то нет возможности для этого человека, чтобы его сердца коснулась благодать Божия, которая, как раз спасает человека. Поэтому пока человек находится в фарисейской позиции, он не может быть христианином, - пусть он выпьет всю святую воду, пусть он съест все просфорки, пусть он объездит все 800 российских монастырей, пусть он облобызает все на свете мощи, пусть он каждый день причащается, пусть он наизусть выучит Евангельские тексты, - все равно он «будет как медь звенящая или кимвал звучащий». Это не нужно никому – ни Богу ни ему самому, потому что этот человек все равно является противником Бога. Бог гордым противится.
Почему же человек не идет против собственной гордости, а думает что вот чем-то еще он может заслужить любовь Божию? А потому что это проще. Всегда проще наорать , чем проявить терпение и подумать – как тут можно решить , как можно сделать, потому что гордый человек, он ленив и нетерпелив, он себялюбив, он постоянно себя жалеет, он все время ноет, он все время устал, он все время всем недоволен. А почему один человек не доволен другим? Или почему человек не доволен теми обстоятельствами жизни, в которых он живет? Почему? Да очень просто. Потому что ему окаянному кажется, что он заслуживает лучшей участи, а по правде говоря, он заслуживает худшей по своим грехам. Вот это - постоянная претензия – к Богу, к людям, к детям.
Как мне сделать, чтобы он не пил? А какое твое дело? Ну как же, он мой сын! А где написано, чтобы твой сын не пил? Где? Ты думаешь, что на свете есть лекарства? Нужно найти какую-то особую заковыристую молитву, которую ты восемь раз прочтешь, и он прямо сейчас бросит пить? Нет. Он бросит тогда, когда захочет, а может быть не захочет никогда. Так и умрет в своей блевотине. Почему же ты думаешь, что ты его заставишь? Это невозможно без его воли на это. Поэтому очень многие люди тратят попусту силы и время зря. Если ты хочешь, чтобы твои дети не пили, для этого нужно очень внимательно и скрупулезно выбирать за кого ты выходишь замуж. Посмотреть на него, на его папу, на его дедушку. Тогда еще можно на что-то надеяться, а не так – лишь бы выйти – нет! Надо всю жизнь воспринимать целиком, всю. Потому что с начала выходят замуж за первого кто позвал, а потом говорят: «А что мне теперь делать?» А ничего. А куда ты смотрела раньше? А почему? Себялюбие. Зависть. «Вон она вышла и мне надо!» Зачем? Куда ты лезешь? Посмотри, очнись! Никто не смотрит. «Хочу и все!» Себя-любие. Ну и что потом? Потом исковерканная жизнь, исковерканная жизнь и своим детям, потому что все делаем не то, что Бог хочет, а то, что хочу сам. Отчего это происходит? От гордости. Потому что возомнил или возомнила, что лучше знает, что тебе надо. Последствия, к сожалению, почти в 100% случаев самые ужасные. Поэтому эта притча очень важна.
Нам нужно очень научиться внимательно за собой смотреть. Надо очень бояться всяких проявлений гордости. Мы же с упрямством, которое достойно лучшего применения, все время находимся в состоянии отстаивания собственной правоты. Но у нас нет этой правоты! Мы абсолютно неправедные люди, нам нечем похвалиться перед Богом, поэтому мы должны занимать позицию тихую, смиренную, скромную, что соответствует нашей греховной жизни. А то получается – кто был никем, тот станет всем. Нет. Так не получается. Если тебе Бог подарил родительство, то это только ответственность и труд, и пот, а никак не какие-то прерогативы по уничтожению этого человека. Бог тебе не для этого его дал, а для того, чтобы ты озаботился, как из него воспитать христианина. Если дитя твое вырастает монстром или существом, которое только его раздражает, в этом виноват только ты. Поэтому надо очень крепко обо всем этом думать и если у тебя не случилось, не сладилось, потерпел крах в своей воспитательной жизни, семейной, в труде в своем,- смирись, успокойся.
Очень важно, как Амвросий Оптинский говорил: «Всем мое почтение». Глупых людей нет. Каждый человек сам строит свою жизнь, не наше дело в эту жизнь вмешиваться. Если человек обращается к тебе – то с радостью можно постараться ему помочь. Может быть из этого ничего не выйдет. Ничего страшного. Будем ждать следующего обращения. А вот так считать себя вправе, что ты можешь что-то изменить, поправить, это есть глупая иллюзия. Потому что нужно нам воспитывать в себе скромность, терпение, любовь к человеку, уважение, только тогда что-то можем в этой жизни улучшить и в любом положении – удается тебе что-то или не удается – мы всегда можем молиться Богу: «Боже, милостив буди мне грешному. И помоги мне, вразуми, объясни, пошли мне человека, который меня научит. Или укажи мне книгу, где можно это прочитать». Господь сам сказал: «Если вы, будучи злы, умеете даяния блага давать вашим детям кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него». Поэтому Господь если мы серьезно захотим, то обязательно нам поможет, обязательно нас вразумит, обязательно найдет способ подсказать нам, по какому пути мы должны идти. Но это никогда не отменит те драгоценные сведения, которые он нам преподнес в притче о мытаре и фарисее.
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/