Найти тему
О Жизни и об Истории

К концепции преподавания истории в вузах: отношение скептическое, объясняю – почему

Миноборанауки утвердило новую концепцию преподавания истории для неисторических специальностей в вузах В Минобрнауки России утвердили Концепцию преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки (minobrnauki.gov.ru). Признаться, я пока с ней не ознакомился. Но видел отзыв историка Максима Медоварова, в вузах данный предмет преподающего, причем как раз студентам, для которых оный профилирующим не является. Соответственно, он-то уж точно ознакомился с концепцией.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Ознакомился и написал следующее: «Компания Мединского и Чубарьяна, якобы с учётом чьих-то 500 поправок, опубликовала документ - Концепцию преподавания истории России на 1 курсе для всех неисториков.

Холмогоров назвал этот документ порталом в ад. Я назову его смесью некомпетентности, отсталости, невежества и вредительства.

Документ густо насыщен европоцентризмом, вопреки всем указаниям Президента. Правда, этот европоцентризм откровенно глуп и фигурирует не во всех темах. Разные части документа противоречат друг другу. В Концепции имеется полный хаос в определении феодализма, капитализма, социализма и фактически отсутствие внятных определений.

Вначале история России определяется, прямо по Карамзину, как история государства в его каждый раз новых границах, потом этот принцип постоянно нарушается и в концепции появляются то Монголия, то ренессансная Италия, то русские земли в ВКЛ 14-15 веков, но в 16-17 веках они почему-то уже не русские, а "украинские и белорусские", причём Чернигов относится к России, а Киев нет (что???).

Самое позорное в Концепции - упоротый европоцентризм, постоянные сравнения Руси с Польшей, "мы не хуже Польши". Наличие западного феодализма на Руси отрицается, но лживые заклинания про европейский характер развития Московского государства в 15-17 веках списаны из замшелых учебников Грекова, Черепнина, Зимина и Пашуто 50-70-х годов и противоречат всему, что накоплено эмигрантской, зарубежной и современной российской наукой насчёт самобытности русской (евразийской) цивилизации.

Варяги у них то скандинавы, то ещё неизвестно кто. Слово "Киев" из истории Руси вычеркнуто и упоминается лишь в периоде раздробленности. Консерваторы 19 века наконец-то освещены, но единым путаным списком, куда попали представители и первой, и второй половины 19 века... Термины Февральская и Октябрьская революция отменены и заменены "Великой Российской революцией 1917-1922 гг."

Ельцин оценивается крайне отрицательно, Путин восхваляется с указанием, что "именно он фактически был у руля государства при формальном президенте Медведеве".

Разумеется, указано, что это лишь черновой проект и что он не предписывает преподавателям какого-то конкретного распределения тем» https://t.me/zapiskitrad/966.

Насчет вузовских учебников не скажу – давно с ними не соприкасался, хотя когда-то даже готовил учебное пособие, в бытность преподавания в МГТУ имени Баумана. А вот с содержанием школьных учебников знаком – не раз критиковал их у себя в блоге. Собственно, собираюсь продолжить это делать и дальше. Не думаю, что вузовские учебники намного лучше, в особенно для непрофилирующих вузов.

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал

Игорь Ходаков