Найти тему
Эпонимы и Мы

ЦЕПЬ МОРЗЕ

Про роликовую ЦЕПЬ ГАЛЛЯ, которую обычно используют на велосипедах, я уже писал. Но помимо неё есть и ещё много чего из этой оперы. В частности, в автомобильных двигателях нередко можно встретить пластинчатую ЦЕПЬ МОРЗЕ, которая куда как более надёжна, благодаря своей особой конструкции. Но при этом, как ни странно, несмотря на большое количество трущихся элементов, отличается малошумностью.

Фото с сайта https://www.drive2.com/l/568889241430392991/
Фото с сайта https://www.drive2.com/l/568889241430392991/

Как можно убедиться, здесь каждое звено состоит из группы внутренних пластин в параллельном расположении друг к другу. Звенья соединяются между собой внешними пластинами с помощью штифтов. Количество пластин бывает разное, а потому и сама цепь может быть довольно широкой, выдерживая огромные нагрузки.

Фото с сайта https://www.alibaba.com/product-detail/morse-chain-HV416-HV412-1-2_60560183526.html
Фото с сайта https://www.alibaba.com/product-detail/morse-chain-HV416-HV412-1-2_60560183526.html

Среди плюсов ЦЕПИ МОРЗЕ обычно называют:

  • максимальное сцепление (все участки зубьев звездочки контактируют с приводом, и это большой плюс, т.к. повышается сцепление)
  • межпластинчатое выравнивание (люфт шестерен теперь не критичен, их ход выравнивается путем попадания концов зубцов в промежутки между внутренними пластинами по всей длине)
  • надёжность и практичность (в то время как роликовая цепь разрывается от неравномерной нагрузки, которую часто невозможно предугадать, межзвенное соединение пластинчатой цепи всегда подвижно и имеет конечное число изгибов, позволяя точнее оценить ее ресурс).

А единственным минусом является более высокая цена, поскольку металла на неё требуется заметно больше, чем в ЦЕПИ ГАЛЛЯ.

ЦЕПЬ МОРЗЕ в раздаточной коробке автомобиля. Фото с сайта https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:Morse_chain.jpg
ЦЕПЬ МОРЗЕ в раздаточной коробке автомобиля. Фото с сайта https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:Morse_chain.jpg

Авторами этого изобретения на многих сайтах числятся "братья Морзе". Но кто они - нигде не сказано, однако я нашёл некролог, посвящённый некому Эверетту Флиту Морзе (28 июня 1857 - 11 ноября 1913) – американскому изобретателю, владельцу завода Morse Chain Works. И вот что там написано.

Фото с сайта https://www.findagrave.com/memorial/188748556/everett-fleet-morse
Фото с сайта https://www.findagrave.com/memorial/188748556/everett-fleet-morse

Ещё в раннем возрасте Эверетт проявил недюжинные способности к инженерному творчеству. Например, в 16 лет изобрёл грабли для сена, продавая которые семья заработала столько, что этих денег хватило, чтобы оплатить учёбу в Корнеллском университете в Итаке, штат Нью-Йорк.

Потом было придумано много чего другого, в том числе, ТЕРМОГАЙКА МОРЗЕ (не совсем понятно, что это такое), прибор для регистрации и регулирования температуры в процессе производства бессемеровской стали, а также - ЦЕПЬ МОРЗЕ.

Это изобретение возвысило Эверетта до Эвереста небывалых высот. Его избрали мэром Итаки, пригласили в масоны, сделали членом самых различных клубов, ввели в состав Американского общества инженеров-механиков Нью-Йорка. Позже его кандидатуру выдвигали как демократы, так и республиканцы, избрав председателем строительного комитета городской больницы и президентом Ассоциации больниц.

И - да, у него, действительно, было два брата - Ф. Л. Морс и В. Д. Морс. Но что-то мне подсказывает, что к изобретению цепи они не имели никакого отношения, а Эверетт просто взял их в долю.

Фото с сайта https://mycompanies.fandom.com/wiki/Morse_Chain_Company?file=Morsechain2.JPG
Фото с сайта https://mycompanies.fandom.com/wiki/Morse_Chain_Company?file=Morsechain2.JPG

В 1880 году появилась компания Morse Equalizing Spring (по другим данным - Morse Manufacturing Company, а может, то и другое сразу), арендована часть фабрики в городе Трумансбург, штат Нью-Йорк, и началось производство конных и собачьих повозок. А цепь, которая изначально предназначалась для велосипедов, Эверетт изобрёл и запатентовал в 1892 году, и она так понравилась всем, что в итоге появилась компания Morse Chain Company, которая занималась её производством.

-6

Позже новинку успешно применили в автомобильной промышленности. А компания так разрослась, что вышла за рамки цепной темы и стала заниматься самолётами для армии США (подразделение Thomas-Morse). В 1918 году она разработала один из первых американских истребителей под названием MB-3. Позже проекты самолетов Thomas-Scout были переданы подразделению Convair компании General Dynamics.

MB-3. Фото с сайта http://progress-is-fine.blogspot.com/2013/08/morse-chain.html
MB-3. Фото с сайта http://progress-is-fine.blogspot.com/2013/08/morse-chain.html

В последующие годы происходили различные слияния, приобретения, расширялась линейка продукции, ассортимент. Morse Chain Company присоединялась к недавно созданной корпорации Borg-Warner, была приобретена Emerson Electric Company, потом стала неотъемлемой частью Emerson Power Transmission Corporation (EPT), а сейчас ею владеет корпорация Regal Beloit. Как говорится - чем сердце успокоится.

Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!

Наука
7 млн интересуются