Окончание истории жизни оперной дивы Марии Каллас. Предыдущая часть ЗДЕСЬ⤵️
Остался только голос...
Мария с головой ушла в работу. Она чувствовала себя конченой женщиной. Она играла Медею в одноименной ленте Пазолини. Fatum. Пазолини почитал ее, как богиню, и она вообразила, что он ее любит и даже хочет на ней жениться. Иначе с какой стати он подарил ей старинное кольцо с камеей? Символическое подношение, знак профессиональной дружбы? Каллас терпеливо ждала... пока ей осторожно не намекнули, что Пазолини не испытывает влечения к женскому полу.
В 1972 году в Нью-Йорке она повстречала старого знакомого -- Пиппо ди Стефано, -- и он предложил ей выступить дуэтом. Каллас ужаснулась: "К чему? Я теперь совсем безголосая!" Неунывающий Пиппо пригласил ее к себе и попросил что-нибудь исполнить: мда, хуже некуда!.. Одно лекарство -- пение, пение, пение. Пиппо терпеливо реабилитировал Каллас. Получится -- не получится... Наконец, они дали несколько совместных концертов, которые прошли "на бис", хотя критики и писали: "Каллас поет так, будто у нее во рту сверло дантиста".
Ди Стефано -- лебединая песня Каллас. Она снова грезит замужеством.
"Брак был ее идеей фикс, -- вспоминал Пиппо. -- Но я был женат. У меня на руках была дочь Луиза, больная раком. Мария не могла понять. Она любила громко хлопать дверью".
Каллас умирала от одиночества. По вечерам она играла в карты со слугами и умоляла их остаться с ней на выходные.
По сей день никто не может дать ответа на вопрос: как умерла Каллас в свои 53 года? В официальной версии фигурирует сердечно-сосудистая недостаточность. Слуги, бывшие в тот день в доме, отказались давать показания. 19 сентября 1977 года гроб с телом певицы был спешно отправлен на парижское кладбище Пер-Лашез, где тело было немедленно кремировано, хотя по инструкции кремация должна иметь место через день после похорон. Кажется весьма странным и тот факт, что Каллас, смертельно боявшаяся огня, пожелала быть кремированной. То и дело всплывают экземпляры "истинного" завещания. А потом вдруг выясняется, что прах примадонны исчез из ниши на Пер-Лашез. Проходит слух, что его развеяли над Эгейским морем. Создается впечатление, что некто, опасавшийся результатов вскрытия, намеренно уничтожил останки.
Была ли Каллас убита или покончила с собой? Вскоре после ее смерти Баттиста Менгини обнаружил в ее молитвеннике адресованный ему листок -- пять строчек трагического речитатива "Джиоконды":
В это жесткое мгновенье,
Лишь ты, лишь ты -- мое спасенье,
Я внемлю, сердца искушенье,
Моей души призыв последний,
И крест, что метит путь мой бедный...
В начале этого монолога было опущено одно слово: "Самоубийство". Еще одна загадка?
От Марии не осталось ничего. Тот, кто хочет положить цветы на ее могилу, не может этого сделать, ибо у Марии нет могилы: ему остался голос -- чарующее и горестное Эхо античного мифа.
Понравилось? Подпишись на наш канал и читай:
Ирина Смирнова (с) "Лилит"