В комментариях в статье про Глубокий Арбат были некоторые вопросы и/или утверждения, на которые я решил ответить отдельным постом, так как они будут полезны для изучения всем.
Перед тем, как я начну, хотелось бы сказать некоторые вещи, имеющие глобальную важность.
1. Я могу ошибаться в любом ответе. Несмотря на то, что я изучаю данную тему уже больше 20 лет, я, как и любой человек, могу ошибиться. Но мой багаж знаний и опыта в данной теме позволяет мне видеть гораздо больше, чем видит обычный пользователь метро. К тому же я представляю, как метрополитен строится и эксплуатируется.
2. Несмотря на то, что я изучаю эту тему более 20 лет, процесс познания идет непрерывно — с изучением документов и других источников. И в подавляющем большинстве случаев новые данные дополняют старые. Или приоткрывают какие-то новые сведения. Но по истории метро еще не было такого, чтобы новые знания на корню меняли старые. А вот очень сильно дополняли — да, такое было. Например, история так называемых «Дальних Воздухозаборов» (ДВ) и «Ветки» (то, что в народе обычно называют «Метро-2»), предназначенных для снабжения определенной части метрополитена воздухом в режиме укрытия населения и эвакуации из центра особых лиц. Более подробно это все написано в книге Дмитрия Юркова «Советские секретные бункеры»
Изучения данной темы пока ограничено туманом гостайны, которая начинается, примерно, с конца 60-х годов, но не думаю, что дальнейшие исследователи через 20-30-40 и так далее лет найдут что-то принципиально новое. Уточнения, детали, дальнейшее развитие — это да — будет доступно, если соответствующие документы рассекретят.
3. Большинство вещей, что я пишу, я могу подтвердить ссылкой на архив или другой источник. Учебник по метрополитену, например. Личные воспоминания никогда не являются аргументом. Они могут дополнять, но не могут выступать доказательством того или иного события. Помним фразу: «Врет как свидетель».
4. Расхожее мнение «историки скрывают» и «архивы переписаны» говорят, обычно, те, кто ни разу не работал серьезно с источниками и в архивах. Для начала я советую посмотреть запись моего эфира с Дмитрием Юрковым: «Разоблачаем ложь про подземелья» где мы поговорили про типичные ошибки альтернативных историков и почему они всегда не правы. И вообще, про ложь, мифы и заблуждения в подземной тематике.
Кратко напомню несколько тезисов. Любой историк, найдя что либо сенсационное побежит это не скрывать, а публиковать! Занеся тем самым свое имя в анналы истории. А уж договорится группе тщеславных лиц что либо вместе скрыть — это категорически не возможно. Кто-то да побежит делать свое открытие.
На раскопе можно что либо скрыть, украсть у экспедиции. Но вот подбросить в раскоп деревни X века, например, современный телефон невозможно. Так как вы не сможете воспроизвести весь исторический контекст, закопать его так, чтобы не повредить и не нарушить другие исторические слои. И еще много других вещей, о которых вам расскажут профессиональные археологи. Да, можно конечно пошутить и такие случаи известны и вы легко можете найти их в этом самом интернете, где вы сейчас сидите.
С «переписанными архивами» примерно та же самая история. Конечно, известны случаи подделки архивных документов, для получения какой либо выгоды. И, наверное, один из самых известных случаев такой подделки — это «протоколы сионских мудрецов», в которые верил даже самый, пожалуй, худший правитель нашей страны — Николай II.
А вот берестяные грамоты, которых найдено уже более 1150 штук, в основном представляют собой частные письма, носящие деловой характер (взыскание долгов, торговля, бытовые указания). К этой категории тесно примыкают долговые списки (которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то») и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века).
Скажите, что тоже подделали и закопали? Как «Постня приглашает своего зятя Григория и сестру Улиту в гости в Новгород» о чем говорит Берестяная грамота № 497 (вторая половина XIV века).
Современные архивы — это сотни тысяч документов, которые хранятся физически в разных архивах, разных учреждениях, описях, фондах и так далее. Если мы говорим про метро и метрострой, то огромный массив лежит в основных архивах — ЦАГМ, РГАЭ, ГАРФ. И это помимо остальных, включая ведомственные. и подавляющие количество документов — скучная нудятина типа премий, взысканий, смет, социалистических соревнований и так далее. Конечно, попадаются брильянты из которых я делаю материалы. Но это как добыча золота в бедной жиле.
Да, можно подделать несколько документов, даже можно сделать так, чтобы в них поверил Николай второй или одаренные альтернативные историки. Но подделать сотни тысяч документов — не возможно.
И опять же, первый человек, который это докажет сохранит свое имя в истории. Ну, кто этим займется?
А теперь перейдем к комментариям.
Типичный ответ без какой либо конкретики. Даже не знаю что тут комментировать — все и так ясно.
А, знаю что ответить!
Но, шутки в сторону, пора рассмотреть серьезные комментарии.
Типичная ошибка — делать обобщение. Во-первых, человек пишет — что все (именно все заводы, электростанции, полигоны, высотки, ТЭЦ и так далее). Ну просто все. Прекрасный пример демагогии — как увести разговор в строну. С моей точки зрения — раз пишите «все» — приводите цифры, ссылки на источники, примеры и так далее.
Подсчет количества заключенных и сравнение их на 100 000 населения по странам очень, как оказалось, штука интересная и заслуживает отдельного материала — в интернете по поиску ищется его много. По Земскову пик количества заключенных в СССР пришелся на 1952 год — почти 2,6 миллиона человек при населении 188 миллионов. Цифры заключенных, конечно, не точные и зависят от много факторов. Но порядок в принципе совпадает.
И вот эти два миллиона человек построили все? В общем, давайте конкретику. Сколько и где заключенных работало, что делали и так далее. Иначе — это просто пустая болтология.
На тему метростроя — пока нет ни одного доказательства того, что на стройке первой очереди работали заключенные. Здесь я писал все очень подробно:
Найдете документы — совершите историческое открытие. Дерзайте — архивы ждут своих исследователей.
Во-первых, не вижу ничего плохого в рекламе научной монографии. Прочитаете — умнее станете и не будете писать чушь про метро-2.
Во-вторых, опять же, есть документы о так называемой «Ветке». Документы рассекречены и доступны для всех желающих в архиве. Это куда важнее высказывание лиц, даже официальных. Но, так как статья была про глубокий Арбат, то нет ни одного высказывания официального лица о том, что его построили на основе линии до дачи Сталина. Увы — это не так. В статье показаны документы по Глубокому Арбату.
Типичная ошибка человека, который не разбирается в теме — любой венткиосок представляется «форточкой» в метро-2. Для начала советую посмотреть данное видео, где рассказывается о том, что можно увидеть на поверхности от подземных сооружений.
Опять же, покажите на карте эти венткиоски и венткамеры — давайте посмотрим на них. Кстати, «нынешняя синия ветка метро» идет не вдоль Кутузовского, а сильно (на квартал) в стороне. Вот неожиданность.
«Тоннель существовал, но засекречен» — еще одна ошибка человека, который сильно не в теме. Я прекрасно понимаю, что никто не обязан разбираться в том, как строится метрополитен — для этого есть я, который вам это объясняет. Так вот, на данный момент за конец 30-х годов и за весь период 40-х известно о всех значимых подземных объектах в Москве, которые были сооружены, включая строительство спецобъектов. В том числе и про бункеры Сталина, один из которых находился на его даче в Кунцево. Включая документы о его строительстве. Интересно о бункере документы есть, а об тоннеле нет?
Кстати, неоднократно спускался в шахты на строительстве перегона «Киевская» — «Парка Победы», не видел никакого старого тоннеля. А вот забои и как ведется проходка — видел.
Но, как я написал выше — я тоже могу ошибаться. Работайте в архивах — ищите документы, источники. Фотографии строек — хоть что-то, что дало бы намек на строительство этого линейного объекта длиной в 10 километров. Заодно можете проверить и другую городскую легенду — тоннель от Спасской башни до стадиона имени Сталина в Измайлово.
Вентиляция скорее всего коллектора, которых в Москве сделано очень много.
Верить мне никто не должен, в общем-то. Но и лютой хамской злобы я у себя не вижу — я просто очень хорошо разбираюсь в теме. Но вот что интересно, я написал целую статью с доказательствами, а в ответ «без единого доказательства с вашей стороны»
Причем я нигде не писал, что метро-2 не существует — я разбирался с городской легендой про ветку на дачу Сталина. Но, я скрывая правду, пишу под надзором куратора из ФСБ и так далее. Ну и демагогия на умных и тупых.
В ответ я предложил человеку привести свои доказательства и даже предоставить свою площадку для его сенсационной статьи — но типичный ответ альтернативного историка — соскочить с разговора.
Приводишь факты, документы, разбираешь — но в ответ — НИ ОДНОГО ФАКТА. Право, смешно. Да, попросил адрес площадки — так и не ответили.
Но с этим комментарием все понятно — типичный и одаренный альтернативный историк. Верит в свою версию, но доказать не может. зато ругается и обижается.
И финальный комментарий!
Очень характерно — все не читал, но имею мнение :) Опять же, типичная ошибка человека, который начитался баек, легенд и всяких мифов. Очень все смешалось в кучу — а вот книга как раз все описывает подробно, что к чему. С документами.
Фуфх, все. Но если что напишите интересное, снова сделаю такой пост. Завтра планирую поехать в архив, посмотреть новые дела, а послезавтра подготовлю пост про северный участок люблинки. Не переключайтесь!